Главная События в России и мире Демократия осажденной крепости

Демократия осажденной крепости

E-mail Печать PDF

Демократия осажденной крепости

Доброго пути пассажирам будут желать многочисленные сотрудники служб безопасности транспортных компаний.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Действующий закон об ужесточении порядка проведения массовых акций и наказаниях за его нарушение и готовящиеся сейчас поправки к закону о СМИ усиливают возможности государства в борьбе с экстремизмом. А для противодействия «оранжевой угрозе» больше прав власть получит благодаря изменениям в закон о некоммерческих организациях, где вводится понятие иностранного агента, и поправкам в Уголовный кодекс. Однако для полноты картины под названием «Россия – осажденная крепость» необходимо еще шире развернуть борьбу против терроризма. Как стало известно «НГ», в правительстве идет активная работа и в этом направлении. Подготовлен и ряд законопроектов. Например, на всех объектах транспортной инфраструктуры планируется ввести досмотр граждан и их личных вещей.

Жесткие наказания за нарушения, допущенные в ходе массовых мероприятий, которые многими экспертами считаются ограничением конституционных прав граждан, как оказалось, только начало общей тенденции. Последовали законодательные инициативы об усилении борьбы с экстремизмом не только на улице, но и в информационном пространстве – СМИ и Сети. А в конце прошлой недели группа депутатов из «Единой России» выступила с новым предложением – выделить в отдельную категорию некоммерческие организации, которые получают финансовую помощь из-за рубежа и перераспределяют ее внутри страны для поддержки политической активности гражданского общества. Которая, как считают власти, направлена в основном против них. Единороссы полагают, что такие НКО должны отчитываться перед госорганами чаще, а главное – подробнее.

Чтобы в любой момент можно было проследить, на какую акцию протеста, кампанию в прессе и т.д. пошло определенное количество иностранных денег.

Кроме того, любые информационные материалы НКО, которых предлагается называть «действующими в качестве иностранных агентов», должны содержать упоминание об этом их особом статусе. Напомним, что, как писала «НГ», впервые данная инициатива была озвучена на сайте podcontrol.ru. Она представлялась как эксперимент по подаче властям так называемых интернет-петиций, о возможности которых заявил Владимир Путин в одной из предвыборных статей. Но законодательная новация единороссов выглядит более проработанной. Например, в ней прописаны санкции за уклонения от добровольной регистрации в качестве иностранного агента. Причем как административные – штраф от 500 тыс. до 1 млн. руб., так и уголовные – лишение свободы сроком до двух лет.

Как сообщил «НГ» информированный кремлевский источник, уже есть как минимум три структуры, которые подпадут под действие нового закона. Это ассоциация «Голос», российское отделение Transparency International и Московская Хельсинкская группа.



Исполнительный директор «Голоса» Лилия Шибанова была названа иностранным агентом задолго до появления законопроекта.
Фото Reuters

Администрация президента, как и в случае с поправками в КоАП по митингам, выражает сдержанное одобрение депутатского предложения, но все-таки от него дистанцируется. Между тем скорость, с которой, в частности, Верховный суд дал заключение на предлагаемые ЕР поправки в Уголовный кодекс, свидетельствует, что Кремль одним одобрением не ограничивается. Следует обратить внимание, что текст законопроекта об иностранных агентах был внесен в Госдуму в пятницу. Бумага от Верховного суда появилась в тот же день. Судьи делают замечание, что наказание сроком до двух лет тюрьмы за «злостное» уклонение от исполнения закона об НКО возможно, но термин «злостное» надо уточнить. При этом высшая судебная инстанция страны ни слова не сказала о другой поправке в УК – «Создание НКО, посягающей на личность и права граждан». В ней, в частности, говорится, что за создание российской или иностранной организации, «деятельность которых сопряжена с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний», а также за руководство ими можно получить до трех лет тюремного заключения.

Усиление борьбы с экстремизмом и «пятой колонной» неплохо было бы дополнить новыми мерами против терроризма, которые, по мнению российской власти, всегда идут вместе. Эти меры, судя по всему, не заставят себя долго ждать. Если проанализировать законотворческую активность правительственных ведомств, нетрудно будет заметить, что опять актуальной становится проблема защиты транспортных коммуникаций от террористической активности. В последнее время об этом забыли, да и официальная позиция власти заключалась в том, что терроризм в РФ практически побежден. Оказывается, не совсем. «Несмотря на принимаемые федеральными и региональными органами власти меры, вопросы антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предупреждения актов незаконного вмешательства в их деятельность, обеспечение безопасности населения на транспорте и в иных местах массового пребывания людей остаются актуальными, в связи с чем требуется принять дополнительные меры», – говорится в пояснительной записке к правительственному законопроекту, размещенному на сайте МВД.

Ведомство предлагает, чтобы на всех транспортных объектах – и прежде всего в метрополитене и на железной дороге – был разрешен досмотр пассажиров и их багажа. Причем делать это будет не полиция, а службы безопасности, создаваемые транспортными предприятиями. Минтранс готовит для правительства другой законопроект, в котором прописано, что эти службы безопасности должны проходить обучение у инструкторов из МВД и ФСБ. А на работу туда ни в коем случае не должны попадать люди, замеченные в незаконных действиях, связанных с экстремизмом и терроризмом.

Если законодательные планы будут осуществлены на практике, стоимость транспортных услуг взлетит до небес. Но недовольство людей будет пресекаться жестким антимитинговым законодательством, СМИ тоже будут рассказывать обо всем этом осторожно, чтобы не получить обвинений в экстремизме. А общественные организации оппозиции будут обезоружены клеймом «иностранных агентов». И получится не страна, а осажденная крепость.

 

Кто на сайте

Сейчас 29 гостей онлайн