Главная События в России и мире Правозащитников перепутали с разведчиками

Правозащитников перепутали с разведчиками

E-mail Печать PDF

Правозащитников перепутали с разведчиками

Михаил Федотов не видит необходимости в принятии нового законопроекта.
Фото Анатолия Рахимбаева/PhotoXPress.ru

Вчера члены Совета по правам человека (СПЧ) раскритиковали поправки к закону об НКО. Как выяснила «НГ», в случае принятия закона старейшая правозащитница Людмила Алексеева готова уйти с поста председателя Московской Хельсинкской группы (МХГ). Источники «НГ» в Кремле похвалились, что скопировали закон с американского акта, принятого перед Второй мировой войной. А иностранными агентами уже объявлены «Голос», «Трансперенси Интернешнел» и МХГ.

Новый закон, похоже, будет принят в таком же авральном режиме, как месяцем ранее закон об ужесточении штрафов за митинги. Источник «НГ» в Кремле заявил, что Совфед, если все пойдет по плану, может одобрить его 18 июля.

Не дожидаясь вступления закона в силу, в Кремле дали понять, что в реестры иностранных агентов точно попадут «Голос», «Трансперенси Интернешнл – Россия» и МХГ. Источник пояснил, что такая же участь ждет до тысячи НКО, которые соответствуют двум требованиям – получают финансы из-за рубежа и занимаются политикой. Понятие «политика» будут трактовать расширительно, подчеркнули в Кремле, – к нему отнесут любое действие, направленное на формирование общественного мнения.

Вчера новый законопроект, который также ужесточает проверки в отношении НКО, обсуждали в СПЧ. Глава этой структуры Михаил Федотов заявил, что в существующем виде законопроект не нужен, поскольку от его действия могут пострадать многие общественные организации, включая и Русскую православную церковь. «У Церкви наверняка много иностранных пожертвований, и она влияет на общественное мнение. И что, она иностранный агент? Лично я так не считаю», – объявил Федотов журналистам.

Еще более категорична старейшая правозащитница страны Людмила Алексеева, которая в беседе с «НГ» пригрозила, что в знак протеста уйдет с поста председателя МХГ: «Ни один проект МХГ не является политическим. Я, как председатель, иногда выступаю с политическими заявлениями. Что же, если надо – мы сменим председателя. Для меня хватит и должности рядового члена. Но на мой роток они не накинут платок никакими законами». В качестве другого варианта глава МХГ рассматривает вариант полной ликвидации правозащитной структуры: «Ни при каких обстоятельствах МХГ не будет регистрироваться в качестве иностранного агента. Значит, весь мир узнает, что они закрыли нашу группу, которая существует 36 лет и пережила советский режим». Алексеева резюмировала, что правозащитники с радостью жили бы на российские средства, но в нашей стране никто не рискнет финансировать неугодную власти структуру.

Член СПЧ, председатель Независимого экспертно-правового совета (НЭПС) Мара Полякова заявила «НГ», что и ее организация подпадает под действие нового закона, на который эксперты дали отрицательное заключение: «Мы приводим законодательство России в соответствие с Конституцией. Почему мы должны называться иностранными агентами?»

Эксперты рабочей группы СПЧ посчитали, что принимать закон в таком виде недопустимо. Эксперт НЭПС Юрий Костанов пояснил: «Смысл закона в том, что каждая НКО, получающая деньги из-за рубежа, обязательно является агентом своего спонсора. И наказывать будут не за то, что организация сделала что-то плохое для России, а за то, что она сама себя не признала изменником родины, как получается по умолчанию».

Эксперт рабочей группы СПЧ, кандидат юридических наук Ольга Зименкова пояснила, что в мировой практике, за исключением США, такой закон не используется: «А там был принят перед Второй мировой войной, чтобы исключить лоббирование интересов гитлеровской Германии». Эксперт уточнила, что еще в 1960-х годах он был подкорректирован и сейчас направлен на то, чтобы исключить лоббирование экономических интересов других стран. «Да и применяется он крайне редко. С 1966 года он был применен всего 17 раз, и каждый раз все, как правило, заканчивалось примирением сторон. В то время как с учетом нашего, российского правоприменения многие НКО могут лишиться возможности работать в стране». К тому же, по словам эксперта, речь идет о подмене понятий: «Слово agent в английском языке имеет нейтральное значение – представитель. В то время как в русском оно принимает негативную окраску».

Директор центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл – Россия» Елена Панфилова заявила «НГ», что с точки зрения отчетности для нее новый закон ничего не меняет: «Если они хотят разными нехорошими словами обзываться, пожалуйста». Она уточнила, что в политическом процессе как таковом не участвует: «Все прекрасно понимают, зачем это делается. Власти просто выставляют напоказ свой страх перед происходящими в стране событиями. Не желая признавать, что протесты – это реакция на их собственную деятельность, а не провокации со стороны «врагов».

Напомним, что закон внес в Госдуму депутат от «Единой России» Александр Сидякин. Как ожидается, первое чтение закона об НКО пройдет 6 июля, а второе и третье – 16-го. Эксперты подчеркивают, что инициатива нанесет репутационный ущерб некоммерческим организациям.

 

Кто на сайте

Сейчас 20 гостей онлайн