Главная Новости Политики Экзаменационное мошенничество

Экзаменационное мошенничество

E-mail Печать PDF
Новость на Newsland: Экзаменационное мошенничество

Очередной скандал с ЕГЭ показал несостоятельность системы образования.

За пять дней до сдачи первого в этом году ЕГЭ - по русскому языку - ректоры целого ряда вузов на пресс-конференции в медиа-холдинге РБК высказали свои претензии к этому спорному детищу Минобразования. Так, ректор МИФИ Михаил Стриханов назвал главным недостатком новой системы оценки знаний натаскивание, при котором, по его словам, теряются традиции обучения школьников "думать многочисленными способами". Ректор МГИМО Анатолий Торкунов (между прочим, именно в его вузе самый высокий бал ЕГЭ среди абитуриентов) говорил о том, что в этой системе гуманитарии могут не обладать даже базовыми знаниями в естественно-научных дисциплинах.

А 27 мая, в день сдачи экзамена, разразился грандиозный скандал: уже накануне по интернету начали распространяться правильные варианты ответов. Более того, появились свидетельства того, что ответы были, как минимум, у восьми из десяти сдающих экзамен школьников. Кто-то покупал их за 500 рублей, а кому-то передали бесплатно, по дружбе.

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже предложил аннулировать результаты ЕГЭ школьников, опубликовавших в сети свои работы, а Общественная палата подготовила обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой разобраться в ситуации, которая сложилась при сдаче ЕГЭ выпускниками и государственной итоговой аттестации (ГИА) девятиклассниками. Во втором случае, кстати, сложилась еще более вопиющая картина: в интернет уже просочились варианты заданий ГИА по русскому языку, которая должна состояться только 4 июня.

Администрация соцсети "ВКонтакте", где многочисленные публикации вариантов ЕГЭ - явление ежегодное, сообщила, что по распоряжению Рособрнадзора заблокировала 72 сообщества с выложенными вариантами ЕГЭ и ГИА. Но все материалы уже распространены, да и убрано из интернета далеко не все.

Даже Рособрнадзор вынужден был подтвердить на своем официальном сайте информацию о том, что материалы ЕГЭ попали в сеть

из-за проблем в организации экзамена в регионах. Правда, ведомство, несущее ответственность за все, что связано с единым госэкзаменом, комментирует ситуацию довольно странно: "Несмотря на все призывы не использовать во время экзаменов мобильные телефоны, через некоторое время после начала экзамена на Дальнем Востоке были зафиксированы единичные случаи появления КИМ (контрольно-измерительных материалов) ЕГЭ для этой территории, что говорит о несоблюдении со стороны организаторов и участников правил и процедур ЕГЭ". Вот так "единичные случаи" на "отдельной территории" стали причиной всероссийского скандала.

Интернет-издание "PublicPost" опубликовало 28 мая материал "Как покупают ЕГЭ на Кавказе". Его можно цитировать целиком, но мы ограничимся лишь двумя отрывками. Учитель русского языка и литературы, "помогающий" школьникам сдавать ЕГЭ одном из районов Дагестана, не стесняясь, объясняет журналисту: "Уже несколько лет я подрабатываю тем, что сдаю за учеников ЕГЭ. Их родители приносят мне задания, я заполняю эти работы. Вот и все, что от меня требуется. Беру я сам немного - 15 тысяч рублей. Максимум три работы удается сделать. В городе суммы и до 50 тысяч доходят. Но русский - недорогой. Больше всего стоит химия. Как минимум, 60 тысяч стоит работа по этому предмету".

А вот откровения ученика, сдающего единый госэкзамен: "Целый год нас пугали тем, что экзамен пройдет по всей строгости: телефонную связь будут глушить, установят камеры наблюдения в аудитории, выходить в туалет можно будет с двумя наблюдателями и т. д. Но ничего такого не было. Родители по две тысячи рублей давали, чтобы задания наши выносили. Некоторые ученики из окон прямо кидали работы родителям. По телефону можно было спокойно разговаривать. Например, я сочинение написал через "аську" - учительница мне туда отправляла его. Даже сами наблюдатели иногда помогали".

При этом чиновница республиканского министерства образования уверяла того же самого журналиста, что никаких жалоб по проведению ЕГЭ не поступало.

Можно ли поверить в то, что Дагестан - белая ворона в дружной семье абсолютно честных регионов России? А потому все абитуриенты, приезжающие в московские вузы из провинциальных школ с фантастическими результатами ЕГЭ, - истинные Ломоносовы, Менделеевы и Ландау?

Впрочем, почему чиновники профильного ведомства должны думать о честности проведения экзамена? Ведь им выгодна не честная, а результативная сдача ЕГЭ. И выгодна она также ученикам и всем остальным участникам образовательного процесса. От результативной сдачи ЕГЭ зависит оценка учителей, школ, министров и губернаторов в регионах. Ну, кому нужна честность, если все поголовно заинтересованы совсем в другом?

Учителя заявляют: если раньше контрольно-измерительные материалы по ЕГЭ появлялись за день в плохом качестве, то сейчас размещают 20 вариантов по всем регионам в прекрасном качестве за неделю, а потом публикуют ответы и решения к ним. Такого вообще никогда не было. Но спрос, как известно, рождает предложение, а со спросом у нас все в порядке. Сейчас все ждут ЕГЭ по математике, варианты правильных решений которого обещают выложить перед 3 июня.

Что делать в данной ситуации? Можно объявить об отмене результатов ЕГЭ по русскому языку и его пересдаче после остальных экзаменов. Безусловно, это будет очень жесткая и очень непопулярная мера, но она продемонстрирует готовность власти реально бороться с откровенным мошенничеством на экзаменах. Можно выявить и, как минимум, уволить со своих должностей без права дальнейшей работы на госслужбе всех работников системы образования, имевших отношение к "сливу" экзаменационных материалов. Но главное - "речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить".

Между тем, есть и еще один важный вопрос: что вообще делать с ЕГЭ? Люди, принимавшие участие в его разработке, и сегодня уверены, что идея была прекрасная, но все погублено продажностью исполнителей.

Однако в сегодняшнем положении ситуацию оставлять нельзя. А главное - дело не только в самом экзамене, но и в глубочайшем кризисе нашей системы образования. И все вопросы должны решаться, исходя именно из этого печального факта.

 

Кто на сайте

Сейчас 28 гостей онлайн