Самарская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в 2012 г. вынесла 12 представлений о нарушениях в адрес руководителей предприятий, работающих по гособоронзаказам, в том числе ОАО «Кузнецов» и ОАО «Авиакор - авиационный завод», сообщил прокурор Владимир Миронов на пресс-конференции в пятницу.
«Мы отслеживаем три главных момента: обеспечение качества выпускаемой продукции, соблюдение цен, которые заказчик обозначил на продукцию, и сроков исполнения заказа. В 2012 г. два предприятия получали рекламации по некачественной, бракованной продукции - это ОАО «Гидроавтоматика» и ОАО «Кузнецов», - сообщил прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.
При этом он отметил, что если ОАО «Гидроавтоматика» является исполнителем второго уровня и производит не очень сложные детали, то ОАО «Кузнецов» работает в чистом виде на оборону - в частности, ремонтирует авиационные двигатели НК 12-МП.
«Здесь сложно выявить брак и установить виновника. Потому что само производство двигателя занимает около 6-8 месяцев, ремонт - около 4 месяцев. Потом он устанавливается на самолет, идут испытания, затем начинается эксплуатация. Какой-то брак выявляется в период летной эксплуатации, и с момента ремонта до выявления брака проходит не менее пяти лет», - рассказал Миронов.
Тем не менее, подчеркнул он, двигатели, которые возвращаются заказчиком, разбираются, дефектуются, составляются отчеты о причинах брака.
«Что касается сроков изготовления оборонной продукции, то они нарушаются часто и многими предприятиями. В 2012 г. по срокам отличилось ОАО -Авиакор - авиационный завод-. Например, по заказу для Минобороны в 2008 г. был заключен договор на производство нескольких самолетов Ту-154 с готовностью в 2010 г. В 2010 г. данные самолеты сделаны не были. Один был сдан летом 2012 г., второй - в конце 2012 г. А сумма заказа приличная - около 1,2 млрд руб.», - сказал прокурор.
Он добавил, что «Авиакор» также просрочил на год сдачу самолета Ан-140 по контракту для Минобороны.
«Очень серьезный прокол был допущен при ремонте самолета Ту-154 для МВД. Самолет должен был быть готов в ноябре 2011 г., но до сих пор еще не сдан заказчику. Как объясняет руководство предприятия, причина в том, что заказчик захотел вдруг изменить конфигурацию и интерьер салона, поэтому сроки были нарушены. Здесь проявляется определенное лукавство, потому что львиная доля вины за просрочку исполнения данного заказа лежит, конечно, на предприятии», - подчеркнул Миронов.
«Что касается изменения цены контрактов по инициативе исполнителя - это редчайшие факты. За всю историю я помню два таких факта. Один был в 2010 г., второй в 2012 г. Опять же на ОАО «Авиакор», - сказал Миронов. По данным прокуратуры, при изготовлении самолета Ан-140 в калькуляцию было включено 11 определенных деталей вместо одной такой детали. Таким образом, цена по контракту завысилась приблизительно на 2 млн руб.
«Предприятие объяснило нарушение бухгалтерской ошибкой. Оно было устранено. Лишние детали из списка исключены», - сказал Миронов.
По его словам, на сегодня только одно оборонное предприятие Самарской области - ЗАО «Рейд-1» - имеет долг перед сотрудниками в размере 30 млн руб., предприятие в настоящий момент находится в стадии внешнего управления.