Экономика без паники - 28.07.2009
Сегодня, 28 июля состоялось очередное заседание Правительства Ленинградской области, в ходе которого принят ряд важных постановлений, рассмотрены и утверждены бюджетные расходы, расходы фонда медицинского страхования, две региональные целевые программы.
На заседании Правительства Ленинградской обалсти принято постановление «Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за первое полугодие 2009 года».
В отчете областного Комитета финансов об исполнении бюджета региона в первом полугодии нынешнего года было отмечено, что на бюджетном процессе отразились все существующие в стране финансово-экономические тенденции. Так, за 6 месяцев нынешнего года доходы областного бюджета превысили 20 млрд. руб. и составили 44,7% от плановых назначений, на 853 млн. превысив бюджетные поступления аналогичного периода 2008 года. Расходная часть областного бюджета за первое полугодие исполнена в сумме превышающей 19 млрд. руб., что составило 38,6% от плановых назначений.
Первый заместитель председателя Комитета финансов Евгения Гресь отметила, что в течение минувших 6 месяцев уменьшились бюджетные поступления по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц. В то же время, по ее мнению, более жесткий контроль за выполнением юридическими лицами трехстороннего соглашения об оплате труда в Ленинградской области позволил бы избежать сокращения поступлений на доходы физических лиц.
В то же время финансисты зафиксировали значительный рост бюджетных поступлений по системе упрощенного налогообложения и рост собираемости земельного налога.
Изменение структуры бюджетных доходов не оказало влияния на выполнение социальных обязательств областной казны.
В тексте утвержденного постановления органам исполнительной власти Ленинградской области рекомендовано принять меры по своевременному и эффективному использованию средств, предусмотренных областным законом «Об областном бюджете Ленинградской области на 2009 года и на плановый период 2010 и 2011 годов».
Комментируя итоги исполнения бюджета в первом полугодии, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков поручил Комитету финансов в течение августа полностью перечислить средства, предусмотренные в областной казне на строительство объектов по муниципальному заказу. В случае незавершения строительства, по итогам года неизрасходованные средства будут возвращены из бюджетов муниципальных образований. Кроме того, глава региона подчеркнул, что в 2010 году в программы бюджетного финансирования будут приниматься только проекты с готовой проектно-сметной документацией, что позволит более оперативно проводить аукционы и конкурсы на возведение объектов. Губернатор также потребовал прекратить индексирование стоимости строящихся объектов – в связи с кризисом цены на строительные материалы в течение нынешнего года не увеличивались.
Важным резервом увеличения бюджетных доходов муниципалитетов Валерий Сердюков назвал неналоговые поступления и предложил муниципальным образованиям активизировать и систематизировать эту работу.
Департамент информационной политики
Правительства Ленинградской области
Екатерина Путронен
710-33-27
Сегодня на заседании правительства Ленинградской области принят проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О бюджете Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».
Изменение бюджета фонда на 2009 год проводится в соответствии с приказом Министерства финансов РФ, федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», а также в соответствии с изменением доходной и расходной части бюджета.
В соответствии с областным законом о календарном периоде исполнения областного бюджета и бюджета фонда на 2009 год, ранее разработанный бюджет на трехлетний период предлагается оставить в рамках исполнения только 2009 года.
По словам исполнительного директора Ленинградского областного фонда обязательного медицинского страхования Александра Алексеева, доходы бюджета фонда в этом году увеличены более чем на 200 млн рублей. В эту сумму входят неналоговые поступления за медицинскую помощь, оказанную жителям других регионов России, пролеченных на территории Ленинградской области (112,2 млн рублей), а также за счет увеличения плана по безвозмездным поступлениям на сумму 87 млн рублей. Речь идет о межбюджетных трансфертах на Территориальную программу ОМС от 13 районов области, а также о фактически поступивших субсидиях на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и работающих граждан - средства на эти цели не планируются, они учитываются по факту поступления.
В свою очередь, расходы бюджета 2009 года, так же как и доходы, увеличены более чем на 200 млн рублей, и общая сумма уточненных расходов фонда составляет 6,7 млрд рублей. Данная сумма эквивалентна доходной части фонда.
Департамент информационной политики
Правительства Ленинградской области
Евгения Орешкова
710-33-27
На заседании правительства Ленинградской области принята долгосрочная целевая программа «Жилье для молодежи на 2009-2011 годы».
Программа «Жилье для молодежи на 2009-2011 годы» позволит осуществлять поддержку молодых граждан и семей, постоянно проживающих в Ленинградской области и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Молодым семьям будут предоставляться социальные выплаты за счет бюджетных средств с привлечением собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные кредиты и займы для приобретения или строительства жилья.
В 2009 году преимущественное право на получение социальной выплаты имеют молодые граждане, бывшие в 2008 году участниками региональной целевой программы «Жилье для молодежи на 2002-2011 годы», не реализовавшие по объективным обстоятельствам свое право на получение социальной выплаты в 2008 году и подавшие заявления о продлении им этого права на 2009 год.
В рамках программы молодым родителям предоставляется дополнительная социальная выплата в случае рождения либо усыновления детей. Эта социальная мера направлена на укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе, улучшение демографической ситуации в Ленинградской области.
Мероприятия программы создают правовые условия для предоставления Ленинградской области средств федерального бюджета на исполнение жилищных мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», являющейся основным механизмом выполнения приоритетного национального проекта «Доступное комфортное жилье – гражданам России».
- Для реализации программы выбран прогрессивный механизм в действиях органов государственной власти Ленинградской области и органов местного самоуправления, - сообщил председатель комитета по строительству Анатолий Каталевич, - прогрессивные компоненты, утвержденные федеральным законодательством, позволяют существенно сократить время от момента принятия решений до начала его исполнения и шире использовать межбюджетные отношения между региональным и местными бюджетами.
Анатолий Каталевич отметил, что это позволит повысить эффективность использования средств областного бюджета в течение финансового года, а неиспользованные, по каким либо основаниям, до конца финансового года средства областного бюджета использовать в последующем году в том же программном мероприятии, а также вовлечь в исполнение программных мероприятий средства местных бюджетов муниципальных образований.
Общая сумма расходов из областного бюджета на реализацию программы составит 176 млн. рублей. На эти средства планируется оказать содействие в обеспечении жильем 147 молодых семей.
На заседании правительства Ленинградской области принята долгосрочная целевая программа «О поддержке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области на 2009 - 2012 годы».
Программа позволит осуществлять поддержку граждан, постоянно проживающих в Ленинградской области и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат из областного бюджета с привлечением собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения или строительства жилья, а также средств организаций, участвующих в реализации программы.
Преимущественное право на получение социальной выплаты и компенсаций имеют граждане, у которых есть основной ежемесячный доход из областного или местного бюджетов, либо ипотечный жилищный кредит (займ) в качестве источника софинансирования строительства (приобретения) жилья.
Как и в принятой долгосрочной целевой программе «Жилье для молодежи на 2009-2011 годы», в программе предусмотрена дополнительная социальная выплата в случае рождения или усыновления детей.
Кроме того, программа позволит компенсировать часть расходов на уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным на строительство или приобретение жилья гражданам, которые построили либо приобрели жилье с использованием социальной выплаты в рамках реализации целевых программ в Ленинградской области.
Общая сумма расходов из областного бюджета на реализацию программы составит более 152 млн. рублей. Планируется оказать содействие в приобретении жилья 129 семьям на общую площадь около 7 тысяч квадратных метров.
Департамент информационной политики
Правительства Ленинградской области
Леонид Смоленский
576-61-00
Рассмотрен вопрос «Об основных параметрах социально-экономического развития Ленинградской области на 2010 год и прогнозных показателях на 2011-2012 годы».
Как сообщил вице-губернатор Григорий Двас, областные власти, хотя и вынуждены были в определенной степени пересмотреть сделанные ранее прогнозы, конечный их вариант, все же, оказывается более оптимистичным, чем по России в целом, и по большинству субъектов Федерации. Это связано с неплохим экономическим заделом, созданным в Ленобласти в последние годы, отметил Двас.
Самое главное для будущего экономики региона – состояние демографической ситуации. Положительные прогнозы в сфере демографии можно делать, опираясь на тенденцию предшествующих лет и итоги первого полугодия 2009 года. Число родившихся в январе-июне 2009 года увеличилось на 6,1%, в то же время, на 5% сократилась смертность областного населения. Это дает возможность прогнозировать дальнейшее сокращение темпов убыли населения на 12-15% в ближайшей перспективе. После некоторого сокращения в 2009 году, можно также вновь прогнозировать увеличение притока мигрантов. Предполагается, что уже с 2011 года начнется прирост населения в Ленинградской области.
Валовой региональный продукт, который по оценке за 2008 год составлял в Ленинградской области 364,3 млрд.рублей, может быть, по словам Дваса, сокращен на 3% в 2009 году. Однако уже в 2010 году наметится тенденция роста объема ВРП, а к 2011 году область достигнет показателей 2008 года.
Снижение индекса промышленного производства в целом по области в первом полугодии 2009 года не превышает 8,9%, что в два раза меньше, чем по России. К концу года этот показатель, по прогнозам, удастся свести к 5%. В 2010-2012 годах будет восстановлена тенденция промышленного роста.
Сельское хозяйство региона демонстрирует рост на уровне 5% по отношению к первому полугодию 2008 года. Рост (4,5%) будет сохраняться и в дальнейшем, за счет продолжения реализации государственной программы развития сельского хозяйства. По прогнозу в 2010 году в Ленобласти будет произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 48,6 млрд. рублей, в 2011 – 54,3 млрд.рублей, в 2012 – 60,5 млрд.рублей.
Общий объем перевозок грузов крупными и средними организациями автомобильного, трубопроводного и внутреннего водного транспорта за январь-июнь 2009 года увеличился на 2,3% Сокращение объемов погрузки (на 22%) было зафиксировано по железнодорожному транспорту. Наверстывать упущенное, по словам вице-губернатора, область будет за счет ввода новых терминалов в Усть-Луге, а также за счет уже намечающегося роста объема отгрузки грузов железнодорожным транспортом.
До конца 2009 года транспортная отрасль, по прогнозам, должна достичь уровня 2008 года. Далее среднегодовые темпы роста будут составлять около 4% за счет ввода магистрального нефтепродуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск, ввода нового комплекса БТС в Усть-Луге в 2012 году, а также за счет ввода Северо-Европейского Газопровода. Это будет толчок для развития транспорта, подчеркнул Двас.
Приток инвестиций в экономику Ленобласти по итогам 5 месяцев, по-прежнему, превышает уровень аналогичного периода 2008 года, однако, к концу года этот показатель неизбежно будет снижаться. Превысить уровень 2008 года (161,2 млрд.рублей) по объему привлеченных инвестиционных вложений, по прогнозам, области удастся в 2012 году (прогнозный показатель: 180 млрд.рублей).
Вице-губернатор Двас отметил, что снижение объемов инвестирования происходит не из-за ухудшения инвестиционного климата, а, в основном, за счет сокращения объемов финансирования инвестиционных проектов государственным бюджетом и компаниями-монополистами. Частные же инвестиции, поступающие в экономику области, сохраняются, а, следовательно, будут строиться новые предприятия, и создаваться новые рабочие места.
Поскольку в деятельности областного правительства важнейшим приоритетом является повышение уровня и качества жизни населения Ленинградской области, речь зашла и о состоянии уровня денежных доходов людей, проживающих и работающих в регионе. В конце 2008 года наблюдалось сокращение на 10% денежных доходов за счет роста инфляции и торможения роста заработной платы. В 2009 году ситуация выправляется, и по итогам года снижение доходов будет менее 5%, а затем возобновится тенденция их роста. В том числе, заявил Двас, в текущем году зарплата вырастет на 8%, в 2010 году на 10,8%, в 2012-13 годах на 12-13%. Эти темпы будут соответствовать темпам роста производительности труда.
В заключение своего доклада, вице-губернатор еще раз подчеркнул, что никаких панических настроений в областной экономике не наблюдается, а сам регион, глубоко интегрированный в мировую экономическую систему, подвержен тенденциям, наблюдаемым как в России, так и по всему миру.
По итогам прозвучавшего доклада, губернатор Валерий Сердюков сделал несколько замечаний, и дал ряд поручений руководителям органов исполнительной власти. Требуется, в частности, проанализировать ситуацию, сложившуюся в отрасли добычи полезных ископаемых, рассмотреть вопрос: за счет каких видов грузов допущено снижение грузооборота, осуществляемого железнодорожным транспортом. Кроме того, в срок до 15 августа должна быть завершена работа по формированию (по методике Министерства регионального развития) показателей оценки работы муниципальных образований Ленинградской области.
Пресс-секретарь комитета экономического развития
и инвестиционной деятельности Ленинградской области
Александр Бутенин,(812)577-13-08, butenin@lenreg.ru