serdyukov-vp.ru Войти  Регистрация   Правила блога  

Блог Валерия Сердюкова

СПИСОК ТЕМ    


Полезное разнообразие - 23.09.2009

Интервью Губернатора Валерия Сердюкова журналу "Эксперт" (14-20 сентября 2009 г. № 35 (672)

Осуществленная за последние десять лет диверсификация экономики Ленинградской области позволила региону чувствовать себя достаточно стабильно даже в условиях мирового кризиса, утверждает губернатор Валерий Сердюков

Корр. - Какое из основных направлений инвестиций в Ленобласти — автокластер, портовые города, технопарки и агропромышленный комплекс — сильнее всего ощутило влияние кризиса?
В.С. — Полагаю, следует  исключить из этого перечня сельское хозяйство. Аграрное производство с приходом мирового кризиса, напротив, получило дополнительные возможности для развития. Это объясняется тем, что региональная продукция полеводства и животноводства в условиях, когда импорт продовольствия дорожает, становится более конкурентоспособной. Следовательно, «земля» готова принять дополнительные инвестиции.  Ответить однозначно, кто более других утратил инвестиционную привлекательность, трудно. Ведь ситуация не постоянна. Да, мы наблюдаем падение производства в отдельных областях, и, конечно, оно  напрямую  связано с рыночной конъюнктурой. Это нормальное явление экономики в кризисный период и не только. Но наша задача — моя как губернатора, правительства Ленинградской области — выстроить жесткую систему приоритетов, обеспечивающую общий баланс. И оценка ситуации в целом скорее настраивает на позитивный лад, нежели внушает пессимизм. Сегодня экономика Ленинградской области гораздо более эластична к кризису, чем экономики ряда других субъектов.За прошедшие десять лет мы постарались максимально использовать объективные преимущества нашего региона, в частности, выгодное приграничное географическое положение. Кроме того, нам удалось создать благоприятный инвестиционный климат, благодаря которому по размеру инвестиций на душу населения Ленинградская область входит в российскую тройку лидеров. За последние восемь лет объем инвестиций в основной капитал вырос в два с половиной раза и в 2008 году составил 150 миллиардов рублей. Объем иностранных инвестиций за тот же срок увеличился в три с половиной раза и достиг 1,018 миллиарда долларов.

Корр.— Несмотря на сокращение объема инвестиций по стране в целом, считается, что и в этом году Ленобласть показывает хорошие результаты. В чем секрет успеха? Чем Ленобласть привлекает инвесторов?
В.С.— Действительно, в целом итоги первого полугодия по показателю инвестиций в основной капитал — а это один из наиболее значимых показателей — позитивны: рост составил 19,2 процента. Мы считаем, что это результат целенаправленной и постоянной  работы органов государственной и муниципальной власти, предпринимателей Ленинградской области. Кстати, по данным Петростата, в Петербурге наблюдается весьма резкое снижение инвестиций в основной капитал — на 21,4 процента. Каждый регион располагает каким-то базовым уровнем инвестиционной привлекательности, которая зависит от географического положения, экономического развития и так далее. К этому следует добавить то, что зависит от региональной власти. Имею в виду местное законодательство, которое предоставляет финансовые льготы инвесторам, действия властей — как системного характера, так и в плане оперативного принятия мер. Эту работу не выполнишь за год, она требует постоянного долговременного и упорного труда. Так, десять лет назад мы сделали ставку на развитие реального сектора экономики. И сегодня, особенно в непростой кризисный период, становится очевидно, что эта ставка правильная: 70 процентов промышленной продукции в области дают производства, созданные за последние десять лет. Построено достаточно много крупных предприятий мирового уровня. Успешно действуют производства таких крупнейших мировых компаний, как Ford, Caterpillar, Philip Morris, Craft Foods, Nokian Tires, Rockwool, International Paper. Наше главное преимущество — глубокая диверсифицированность экономики. Если 12 лет назад одно предприятие обеспечивало до 32 процентов налоговых доходов областного бюджета, то сегодня на территории региона нет ни одного субъекта хозяйственной деятельности, который давал бы более пяти процентов доходов областной казны. Обрабатывающая промышленность Ленинградской области — это крупная нефтехимия, судостроение,  автомобилестроение, производство комплектующих, развитая деревообрабатывающая промышленность, горная металлургия, производство минеральных удобрений  и многое другое Только добывающая промышленность обеспечивает сегодня до четверти налоговых поступлений.Большая часть областных предприятий имеет высокую конкурентоспособность. В Ленинградской области насчитывается около полутора тысяч крупных и средних  компаний алюминиевой, химической, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, индустрии строительства и строительных материалов. Тут и развитый и мощный агропромышленный комплекс,увеличивший в прошлом году производство всех основных видов сельхозпродукции — и мяса, и молока, и яиц, и овощей. И новые порты на Финском заливе — Усть-Луга, Высоцк и, конечно,крупнейший российский порт Приморск, переваливший в прошлом году более 75 миллионов тонн грузов. И Балтийская трубопроводная система, в рамках которой реализуется уже вторая очередь, а также строящийся магистральный газопровод «Северный поток».

Корр.— Каковы наиболее актуальные задачи, которые приходится решать представителям администрации Ленинградской области при работе с инвесторами, в том числе и для улучшения инвестиционного климата региона?
В.С.Самая актуальная задача сейчас — не только удержатьуже имеющихся инвесторов, но и привлечь новых. Кризис идет, и тогда на коне окажется тот, кто нe побоялся вкладывать деньги, несмотря на трудное время. Показательно, что даже сейчас, в период кризиса, ни один из крупных потенциальных инвесторов не отказался от заявленных проектов. В скором времени мы планируем ввести в эксплуатацию новый завод по производству газобетона в Волосовском районе и крупнейший логистический терминал в Бокситогорском районе. Завод «Форд» в марте этого года запустил новую линию по производству автомобиля Ford Mondeo. Успешно развиваются проекты создания  вагоностроительного завода в Тихвине и завода по глубокой переработке нефти в Киришах. Инвестиции в каждый из этих проектов составляют порядка миллиарда долларов.
Но мы не только завершаем ранее начатые проекты. Недавно состоялась закладка очередного деревообрабатывающего предприятия в Выборгском районе, в которое финская сторона вкладывает 6 миллионов евро. Важнейшим фактором, позволяющим  нам стабильно работать, стало развитие малого и среднего бизнеса. Ленинградская область приняла один из самых либеральных законов в стране, который дал предпринимателям право выкупа до 2,5 тысячи квадратных метров площади производственного и административного назначения с рассрочкой на пять лет и максимально облегчил условия выкупа. Мы прекрасно понимаем, что без собственной материальной базы бизнес не встанет на ноги. В то же время именно малый и средний бизнес в состоянии абсорбировать рабочую силу, временно высвобождаемую крупными компаниями. Малые и средние предприятия более мобильны и гибки в смене рода деятельности, номенклатуры продукции, услуг. В сложные периоды они действуют мобильно и творчески.

Корр.— Насколько оперативно решаются вопросы реконструкции и постройки транспортных коммуникаций к инвестиционным объектам? 
В.С. — Всегда хочется решить актуальные экономические вопросы как можно полнее и быстрее. Развитие транспортных коммуникаций тоже дело не одного дня.  У нас разработана и реализуется долгосрочная программа развития транспорта в регионе — автомобильного, железнодорожного, трубопроводного, морского, речного. По Ленинградской области проходят трассы не только европейского, но и мирового значения. Напомню также о таких масштабных проектах, как «Северный поток» и вторая нитка Балтийской трубопроводной системы.

Корр.— Есть ли в администрации  рейтинг объектов, определяющий степень их важности для области? Как кризис повлиял  на сроки окончания строительства?
В.С. — Рейтинг объектов, разумеется, есть. В первых строках списка идут объекты федерального значения.  Кроме трубопроводных магистралей это также вагоностроительный завод в Тихвине, новые эффективные мощности нефтепереработки в Киришах, судостроительная верфь в Приморске.   Свою задачу правительство Ленинградской области видит в том, чтобы не только оперативно, а с опережением реагировать на кризисные явления, трансформирующие рынок. Мы не просто верим в  свои силы. Мы ими реально обладаем и твердо знаем: у Ленинградской области достаточный запас инвестиционной прочности.

Дмитрий Глумсков
♦Санкт-Петербург

Вернуться к списку статей и интервью Версия для печати
 
Официальный портал Администрации Ленинградской области
Авторизация