Порты Ленинградской области продолжают развиваться - 15.12.2006
Из интервью журналу "Морская биржа", № 3(17), 2006-11-20
Ленинградская область занимает лидирующие позиции в России по основным макроэкономическим показателям. Год от года растет в регионе объем промышленного производства. Весомый вклад в развитие экономики области вносит работа портов и терминалов, построенных за последние 5-6 лет на берегах Финского залива. Именно благодаря их появлению России удалось быстро осуществить транзитный передел в Северо-Западном бассейне. Грузы, которые после распада СССР экспортировались через прибалтийские порты, изменили маршрут и пошли через Приморск, Высоцк. Усть-Лугу. В 2005 году через порты Ленинградской области было перевалено почти 790 млн. тонн грузов. В значительной степени рост грузооборота обеспечила работа порта Приморск, перевалившего 57 млн. тонн нефти. По оценкам экспертов, к 2010 году суммарный грузооборот на российской Балтике возрастет уже до 185 млн.тонн в год. Из них грузооборот портовых мощностей, приходящихся на Ленинградскую область, превысит 100 млн. тонн.
- Каковы прогнозы по привлечению в Ленинградскую область инвестиций?
По нашим расчетам. в 2006 году область получит свыше 100 млрд. рублей инвестиций. Отрадно то, что сегодня более половины инвестиций приходится на долю российского капитала. Правительство Ленинградской области поддерживало и будет поддерживать те компании, которые вкладывают средства в развитие не только своего бизнеса на нашей территории, но и несут определенную социальную нагрузку.
В привлечении инвестиций важно правильно выстраивать политику. Конечно. мы понимаем. что инвесторам интересны прежде всего территории, прилегающие к мегаполисам как основным рынкам сбыта продукции и услуг. Но в то же время мы разрабатываем механизм оживления инвестиционного процесса в отдаленных районах области за пределами 50-километновой зоны от Санкт-Петербурга. А поскольку любой инвестор заинтересован в наличии необходимой инфраструктуры, мы создаем промышленные зоны и одновременно развиваем инфраструктуру в удаленных районах Ленинградской области. Две такие промзоны уже успешно работают. Разработан проект развития особой экономической зоны «Усть-Лужская» в Кингисеппском районе. Работаем над множеством других инфраструктурных проектов. Все это придаст новый импульс развитию региона и улучшит его инвестиционную привлекательность.
Однако и сейчас у Ленинградской области уже имеется много преимуществ с точки зрения вложения инвестиций. Это, в первую очередь, хорошая транспортная инфраструктура. Работают мощные порты Приморск и Высоцк, уже начал функционировать автомобильно-железнодорожный паром Усть-Луга-Балтийск (Калининградская область). В ближайшее время паром продолжится до портов Германии. Имеется международное железнодорожное сообщение со странами Балтии и Финляндией. По территории области проходят федеральные маршруты, входящие в состав интермодального транспортного коридора № 9, по которым идут потоки внешнеторговых и транзитных грузов по оси Север-Юг.
- Еще один крупный инфраструктурный проект, реализация которого уже началась, Северо-Европейский газопровод (СЕГ), трасса которого частично проходит по территории Ленинградской области. Что это даст региону?
В этом году «Газпром» планирует завершить строительство первого участка сухопутной части СЕГ протяженностью 155 км на территории области. Общая протяженность участка, который пройдет по территории нашего региона, составляет 598 км. Вся трасса определена, строительство согласовано с муниципальными образованиями и землепользователями. Газопровод пройдет через акваторию Балтийского моря от города Выборга Ленинградской области по побережья Германии. Пропускная способность его составит 55 млрд. кубм газа в год. Это очень важный для России международный проект, так как природный газ будет поставляться в Европу напрямую, без транзита через другие страны.
Хотя СЕГ ориентирован в основном на европейский рынок, Ленинградская область сможет дополнительно получать 1,5 млрд. куб.м газа в год. Это даст возможность быстрее завершить газификацию городов, поселков и деревень. Сейчас уровень газификации в регионе составляет чуть более 50%.
Помимо этого, строительство СЕГ выгодно для экономики области еще по одной причине: на платформе в Финском заливе в районе Приморска планируется строительство завода по сжижению газа. Это предприятие будет задействовано еще в одном крупном начинании «Газпрома» - установлении российско-канадского партнерства в сфере энергетики, воплощением которого станет проект «СПГ - Балтика». С канадской стороны партнером выступает фирма «Петро-Канада». Сжиженный газ будет отгружаться с территории нашей области и доставляться на регазификационный терминал в канадском порту Гросс-Какуна (провинция Квебек). Общая стоимость проекта составит около 3 млрд. долларов, и половина этой суммы будет затрачена на строительство завода по сжижению газа. Сырьевой газ для завода будет поставляться «Газпромом» через Единую систему газоснабжения. Предусматривается также строительство резервуаров для хранения СПГ и необходимых морских сооружений в прибрежной зоне Балтийского моря.