Доклад Губернатора Валерия Сердюкова на педагогическом форуме 29 января 2010 года - 29.01.2010
Доклад Губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова на педагогическом форуме, посвященном старту Года учителя в Ленинградской области
29 января 2010 года
Дом Правительства Ленинградской области
Дорогие друзья!
Сердечно приветствую вас и в вашем лице всю педагогическую общественность Ленинградской области и поздравляю с началом Года учителя!
Проведение в соответствии с указом Президента Российской Федерации Года учителя – это, прежде всего, дань уважения благородному учительскому труду, но вместе с тем, это и огромная постоянно возрастающая ответственность, связанная с решением новых задач. Эти задачи обозначены в утвержденной Президентом образовательной инициативе «Наша новая школа», смысл которой заключается в создании современной школы, способной раскрыть личность ребенка, воспитать в детях интерес к образованию.
Образование должно выйти на новый системный уровень. Оно призвано стать основой инновационного развития страны, без которого Россия рискует превратиться в сырьевую окраину цивилизации. Таким образом, на школу, без преувеличения возлагается ответственность за будущее России.
За последние годы система образования Ленинградской области не раз доказывала свою состоятельность и эффективность. Сегодня мы ставим задачу укрепления лидерских позиций образования Ленинградской области в системе образования России. Тем более, что оснований для этого у нас достаточно.
Ленинградская область в числе 15 регионов России - участников федерального проекта по апробации федеральных государственных стандартов общего образования. Это говорит о наличии новых подходов в образовании, о готовности руководителей и педагогов образовательных учреждений – экспериментальных площадок к работе по новым стандартам нового поколения.
Участие в реализации национального проекта «Образование» и экспериментальной отработке направлений комплексного проекта модернизации образования позволили нам обеспечить высокий уровень оснащенности образовательного процесса. Сегодня 79,9% учащихся школ Ленинградской области обучаются в условиях, отвечающих современным требованиям. Этот показатель выше по сравнению с показателями регионов, реализующих комплексные проекты модернизации образования, где он составляет 70%.
Есть уже хорошие наработки по комплексному централизованному обслуживанию учебного процесса, содержанию школьных зданий и транспортной техники управляющими компаниями. Это еще один шаг на пути к модернизации экономических отношений в системе образования, позволяющий повысить качество школьной среды. Главам администраций районов в новом году следует завершить эту работу.
Многие позитивные результаты достигнуты за счет кадрового потенциала в образовании. Но кадры надо готовить и создавать условия для их работы. Правительством Ленинградской области принят ряд решений в этом направлении, но предстоит сделать еще больше.
Центральной задачей является оказание поддержки педагогов области, повышение престижа педагогического труда. Действует организационная и методическая формы подготовки кадров, хорошие результаты дает система социальной поддержки учителей.
В 2009 году впервые помимо федерального денежного поощрения 47 преподавателей - победителей конкурса в рамках национального проекта «Образование» получили региональный грант в размере 25 тысяч рублей. На эти цели в новом году также предусмотрены средства.
Молодым учителям выплачивается разовое пособие в сумме 15 тысяч рублей, молодые специалисты получают доплату к заработной плате в год в сумме 56 тысяч 500 рублей и так в течение трех лет, что существенно повышает уровень заработной платы молодых учителей и способствует их закреплению в системе образования. Принятые меры обеспечили приток молодежи в школы области, в 2009 году он увеличился на 20 % и в абсолютных цифрах составил 265 человек. Принимались меры по обеспечению молодежи жильем. И эту программу будем активно реализовывать, так, чтобы молодые учительские семьи имели благоустроенную квартиру или собственный дом.
Еще один вопрос! Президентом России поставлена задача в трехлетний срок полностью завершить переход на новую систему оплаты труда педагогов. В области в экспериментальном режиме отрабатываются новые подходы к системе оплаты труда учителя, где одним из критериев выступает оценка качества и результативности его деятельности. В целом заработная плата педагогов области за последний год увеличилась на 35%.
Правительство области поддерживает идею развития конкурсного движения среди педагогов, это хороший стимул для повышения квалификации, развития творческого потенциала молодых и опытных учителей: конкурсы «Лучший учитель» и «Учитель года», с 2008 года - конкурс «За нравственный подвиг учителя»; с 2009 года - «Библиотекарь года», «Лучший руководитель образовательного учреждения».
Мы поддержали предложение в Год учителя объявить конкурс на лучший проект развития образовательного учреждения, по итогам которого победители будут рассматриваться на должность руководителей образовательных учреждений.
Уважаемые друзья!
Новая школа, которую нам предстоит создавать и внешне должна изменить свой облик. Нам нужны не просто классы, да еще с доской, на которой пишут мелом. Нам нужны, образно говоря, фабрики образования. Причем такие фабрики, где детям будет интересно работать, ведь учеба – большой труд.
Ленинградская область уже идет по этому пути.
Ежегодно вводятся новые современные здания школ, где рабочее место учителя превращается в творческую лабораторию, оснащенную всем необходимым. В 2010 году пять школ будут введены.
Особенности современной планировки и оснащения учебных зданий позволяют в полной мере создать безбарьерную образовательную среду для всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.
При этом мы понимаем, что создание безбарьерной среды - это не только преодоление препятствий физического плана, но и преодоление барьеров в общении, доступе к образовательным ресурсам.
Мы и в последующие годы будем оснащать школы современной компьютерной техникой, создавать условия для максимального использования педагогами школ современных информационных ресурсов и повышения своей квалификации в дистанционном режиме. Только в 2009 году на поставку цифрового компьютерного оборудования направлено более 28 млн.рублей. Возможностями технологий дистанционного обучения пользуются уже более 5 000 учащихся школ области.
Еще одна важная составляющая формирования новой школы и ее обязанность – укрепление здоровья детей.
Считаем правильным, когда в наших школах вводится обязательный третий урок физкультуры, но работу, связанную с укреплением здоровья наших детей, надо значительно усилить.
Статистика здоровья детского населения уже давно дает тревожные цифры, а результаты медицинских осмотров призывных комиссий Ленинградской области не могут не вызывать чувство тревоги за будущее поколение.
Работу по укреплению здоровья детей, развитию физической культуры и спорта необходимо взять под особый контроль.
Вчера на заседании Правительства Ленинградской области обсуждали эти проблемы, намечены конкретные меры. Учительству надо активно включаться в реализацию намеченных мер.
Приветствую, что учащиеся Ленинградской области в Северо-Западном Федеральном округе заняли первое место в общекомандном зачете. В финальной части Спартакиады Ленинградская область также выступила успешно и в комплексном зачете заняла 6 место из 79 субъектов Российской Федерации. Но останавливаться на достигнутых результатах нельзя, нужно двигаться вперед, поддерживая лидеров, используя их опыт, ориентируясь на инновационные преобразования, эффективное управления школой, ее развитием.
Хочу остановиться еще на одном аспекте, а именно о миссии школы, социальной роли учителя, воспитателя, наставника. Школа это тонкая, сложная воспитательная система. Именно здесь, наравне с семьёй, ребёнок узнаёт нормы поведения, основы морали, нравственности, своей гражданской позиции. И здесь очень многое зависит от педагога, уровня его культуры, соблюдения норм этики, отношения к жизни. О воспитании, как о сверхактуальной задаче, говорил Дмитрий Анатольевич Медведев на педагогической ассамблее. Он отметил – система образования формирует сам образ жизни молодежи, передает поколениям ценности нации. По его мнению, необходимо возрождать полноценную систему внеклассной работы и вовлекать в эту систему учеников, выпускников, и, конечно, родителей, трудовые коллективы. Воспитание должно стать приоритетом в деятельности каждого участника образовательного процесса и системы в целом!
Особое место в работе каждой школы должна занять задача поддержки талантливых ребят.
В этом году 67 школьников стали лауреатами премии Президента Российской Федерации.
Студентами профессиональных учебных заведений завоевано 12 призовых мест в Российской Федерации, 7 человек удостоены специального приза «За методологический подход в научной работе», получен диплом 1 степени в номинации «Лучший ресурсосберегающий проект».
Качество работы учителей Ленинградской области продемонстрировали учащиеся по итогам Единого государственного экзамена, значительно превысив среднероссийский показатель по результату освоения стандарта общего образования. Однако, здесь есть над чем работать, а главное, повысить ответственность каждого педагога и муниципальных органов управления образованием за результаты ЕГЭ.
Уважаемые участники форума! Сегодня, оглядываясь назад, мы можем с полным правом сказать, что за эти годы педагогическое сообщество Ленинградской области сумело сохранить в себе главное – верность педагогической профессии, долгу перед обществом, доверившим учителю самое дорогое и важное – воспитание детей.
Сегодня на этом форуме выражаю вам, дорогие друзья, вашим соратникам, всему педагогическому сообществу Ленинградской области искреннюю благодарность за большой труд, имеющий огромную общественную важность. Пусть сбудутся ваши заветные надежды и желания. Доброго вам здоровья, благополучия, новых достижений, талантливых и благодарных учеников.
Убежден, совместными усилиями мы вырастим на Ленинградской земле настоящих патриотов отечества, образованных, творческих, инициативных граждан своей страны!
Спасибо за внимание!