Итоги 2009 года. Стенограмма пресс-конференции Губернатора Ленинградской области - 24.12.2009
Стенограмма пресс-конференции Губернатора Ленинградской области
Валерия Сердюкова
24 декабря 2009 года, 15 часов, здание Правительства Ленинградской области
В. Сердюков: Добрый день! Конечно, сегодня мы не можем обсуждать полные и окончательные итоги 2009 года, но, предварительно оценивая результаты работы за 11 месяцев этого года, мы можем определенные выводы уже сделать.
Я хотел бы отметить несколько моментов, основываясь на данных государственной статистики за 11 месяцев. В целом хотел бы начать с того, что итогами работы в 2009 году я как руководитель субъекта удовлетворен.
Почему? Первое: конечно, экономический кризис заставил нас очень серьезно и регулярно, ежемесячно, анализировать ситуацию в сфере экономики, финансовой, бюджетной политики и принимать конкретные меры по недопущению сбоев в работе. Мы увидели ряд своих проблемных вопросов, внутренних вопросов, как в работе промышленного сектора, добыче полезных ископаемых, в лесном секторе, так и в работе в сфере услуг, в том числе и социальных услуг. Более эффективно и целенаправленно стали использовать консолидированный бюджет, не только областной бюджет, но и консолидированный. Благодаря этому мы заложили хороший фундамент и на 2010 год.
Если говорить по цифрам: индекс промышленного производства к уровню прошлого года по 11 месяцам составляет минус всего 6,3 процента. Вы знаете, что недавно говорилось, что падение промышленного производства в стране по оценке министерства экономического развития составляет в пределах 11-12 процентов. К концу года, пожалуй, мы уменьшим снижение объема промышленного производства еще на 1-1,5 процента. То есть по году будет минус 4-4,5 процента к уровню прошлого года.
За счет чего снижение? Прежде всего, первое, лесопромышленного комплекса (ряд вопросов, связанных с переработкой, с экспортом и др.), второе, добычи полезных ископаемых – наши карьеры, щебенка, гравийно-песчаная смесь и так далее.
Что радует нас, это очень положительный задел на 2010 год по объему строительства. По России в целом снижение, у нас рост. Он составляет по 11 месяцам 5,6 процента. В том числе строительство жилых домов выросло на 28,5 процента за 11 месяцев. В прошлом году было введено 908 тысяч квадратных метров жилья, в этом году – уже 954 тысячи. Сегодня мы гарантированно говорим, что объем строительства будет не ниже прошлого года. Мы перейдем за миллион.
В сельское хозяйство вложены большие деньги в рамках господдержки из средств областного бюджета и федерального бюджета. Поэтому мы получили прирост продукции сельского хозяйства в размере 2,1 процента за 11 месяцев. И здесь мы не допустили снижения.
Третий показатель, который характеризует перспективу нашей работы в последующие годы – это инвестиции в основной сектор экономики. Я всегда подчеркиваю – это не фондовые игры, не пакеты акций на рынке. Это средства, которые вложены в строительство новых предприятий, фабрик, заводов, технологий и так далее, то есть в реальный сектор экономики. За 11 месяцев рост объема инвестиций составляет 9,5 процента к уровню соответствующего периода прошлого года. Это характеризует устойчивую работу по развитию экономического потенциала Ленинградской области в последующие годы.
Росла реальная среднемесячная зарплата, всего на 8,3 процента. Средняя начисленная зарплата за январь-октябрь – 18508 рублей. Доходы в расчете на одного жителя составили 12807 рублей.
Еще одна цифра, которую хотел бы отметить. Стоимость минимального набора продуктов питания составила 2314 рублей 46 копеек. Рост стоимости минимального набора составила 2,2 процента. Инфляция в целом по Ленинградской области – 9,5 процента.
Таким образом, мы отмечаем, что сегодня экономический потенциал хороший и в 2010-м году нам надо так планировать работу, чтобы все показатели были не хуже 2009-го.
Бесспорно, консолидированный этого года практически будет равен доходной части бюджета прошлого года. Чуть ниже доходы областного бюджета, но консолидированного с учетом бюджетов муниципальных образований будет на уровне прошлого года. По всем доходам – налог на доход физических лиц, налог на имущество, на землю – здесь рост. Один налог дал снижение – это налог на прибыль: по 11 месяцам на 2,5 миллиарда рублей. Раньше я называл цифру более 3,5 миллиарда. Но в последние месяцы заметно увеличение поступления налога на прибыль в бюджеты. За счет других налогов мы практически выйдем на уровень прошлого года.
Бесспорно, все свои социальные обязательства социальные как муниципальные образования, так и в целом областной бюджет полностью выполняют. Мы произвели индексацию зарплаты бюджетников с 1 октября на 10 процентов. У нас нет задолженности по зарплате перед бюджетниками.
Мы ввели три школы, пять спортивных объектов, плавательные бассейны, спортивные залы, вводим учреждения здравоохранения. На следующий год заложено в бюджете строительство четырех школ, минимум пяти спортивных комплексов и других социальных объектов. Идет полностью в утвержденном графике капитальный ремонт и строительство новых домов культуры. Фактически ни у одного объекта строительства, имеющего проектно-сметную документацию, на следующий год не убираем финансирование. В том числе и строительство детских садов в Тихвине, в Сертолово, во Всеволожском районе, в Тосненском. Так решаем проблему с устройством детей в детские сады.
Рождаемость увеличилась значительно. По итогам 11 месяцев в пределах 8 процентов рост и одновременно снижение смертности на 6,5 процента. Показатели, которые характеризуют состояние население, они тоже положительные.
«Деловой Петербург», Мария Тирская. Валерий Павлович, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию, которая сложилась во Всеволожском районе. Известно, что там выбран новый глава (администрации. – прим. наше), и старый глава Игорь Самохин пытается через суд сохранить свою должность.
В. Сердюков: Выборы практически закончились в Ленинградской области. Остались два муниципального образования первого уровня, где не проведены конкурсы по главам администраций. Это поселок имени Свердлова и еще одно. Остальные закончились. Выборы прошли в соответствии со 131-м законом. Нигде их итоги или процедура прокуратурой не оспорены. Контракты у многих глав, там, где прошли выборы, заканчиваются 31 декабря 2009 года. С 1 января заключены новые контракты, приступят новые люди к работе.
У нас сменились главы администраций районов Подпорожского, Кингисеппского, Кировского, Всеволожского, Киришского, Ломоносовского, Лужского, Сланцевского, Сосновоборского городского округа.
У главы администрации Всеволожского района Самохина контракт подписан до 31 декабря 2009 года. Это контракт, который был согласован по 131-му закону с советом депутатов. Работодатель – совет депутатов, а не глава муниципального образования. Глава муниципального образования только от имени совета подписывает контракт. Было предписание и заключение областной прокуратуры, где дополнение к контракту Самохина прокуратура считает несоответствием 131-му закону.
Журнал «Пригород», Ольга Лоскутова. Валерий Павлович, петербургский метрополитен, как сказал его директор, хочет построить станцию «Народная» в Кудрово, а Кудрово – это Ленинградская область. И вроде бы город не возражает, а вот со стороны Ленинградской области этот вопрос как решается?
В. Сердюков: Если бы мы что-то возражали, мы бы так не строили, как я сказал. Кудрово – район перспективного строительства хорошего города. Мы сегодня решаем вопросы энергоснабжения, здесь будет построена новая подстанция на 330 киловольт для стабильного обеспечения электроэнергией. Поэтому мы приглашаем и «Охта-Центр», и Газпром размещать любые объекты на нашей территории. В том числе мы планируем строительство ярмарочно-выставочного комплекса в районе Ново-Девяткина, и ряд других объектов отдыха, спорта и так далее, там, где это предусмотрено генеральными планами городских и сельских поселений, схемами территориального планирования. У нас достаточно большие земельные участки оформлены и введены для гражданского строительства, для строительства жилья.
А кто будет строить, нас меньше всего интересует. Дефицита земли у нас нет. Инженерная инфраструктура где-то, может быть, чуть-чуть недостаточна, но мы ее сегодня приводим в действие. Это связано и с этим вопросом, и с развитием экономики. Мы поставили задачу, она будет выполнена до первого марта, чтобы в каждом муниципальном районе были определены территории под так называемые центры индустриального роста или технопарки, территории которых будут полностью обустроены инженерной инфраструктурой как за счет средств бюджета, так и за счет инвесторов. В этих технопарках мы намерены дать возможность малому, среднему бизнесу создавать новые производства, новые технологии. Я бы не стал называть нано-технологии, но это новые технологии, новые возможности для малого и среднего бизнеса.
Эта задача поставлена, и следующий год будет активно вестись строительство и освоение новых территорий под технопарки. Плюс ко всему бизнес-инкубаторы. Эта программа тоже существует. Они создаются сегодня. В этом направлении работа муниципальных образований работа идет очень серьезная.
Никита Рубцов «Невское время». Валерий Павлович, у меня вопрос, немного продолжающий тот, на который Вы только что ответили. В последнее время нам в редакцию звонят читатели, тревожащиеся о том, что в районе Мурманского шоссе, недалеко от КАД, вырубили участок площадью 14 гектаров. В связи с этим вопрос такой: что планируется построить на этом участке и на сколько это строительство законно, поскольку это леса первой категории, являющиеся по сути «легкими» города, спасибо.
В.Сердюков: У нас в СМИ было очень много проблемных публикаций по пригородной зоне Санкт-Петербурга. Мы в 2009-м году очень серьезно посмотрели на проблемы, которые поднимались. Объемы заготовки древесины в так называемой пригородной зоне или лесопарковой зоне Санкт-Петербурга в 2007-м году составляли около девяти тысяч кубов, в прошлом году около тысячи ста кубов, то есть в восемь раз меньше. В том числе сократили количество всех песчаных карьеров, незаконно действующих, в том числе на территории военного городка Стекольный, и на территории Морозовского военного лесхоза и так далее.
Сегодня службы и комитеты Правительства Ленинградской области работают над созданием рекреационной зоны вокруг Санкт-Петербурга, которая будет утверждена отдельным решением. Здесь предполагается особый режим регулирования хозяйствующей деятельности на данной территории.
Таким образом, мы снимем, уже сняли, все разговоры о том, что в легкие не попадает чистый воздух из-за области. Это необоснованное обвинение. Наоборот, мы приводим в порядок в соответствии с Лесным кодексом оформление зеленых зон, пригородных зон. Вы знаете, что у нас в таких городах, как Всеволожск, Выборг, Гатчина, Приозерск, Сосновый Бор, Лодейное Поле и других, зеленые зоны определены законом. Федералы только предусматривают, а у нас уже законы.
К экологии мы относимся очень серьезно, в том числе и к охране наших водных ресурсов. Надо иметь в виду то, что все эти полномочия по регулированию лесных отношений переданы нам только с 1-го июля 2007-го года. Раньше все эти вопросы регулировались Федеральным агентством лесного хозяйства: и предоставлялись в аренду, и следили за вырубками, и определялись площади. Поэтому период 2008-2009-го годов был периодом формирования региональной службы в целом и принятием решений.
Порядок будет. Вы заметили, что последнее время стало меньше информации и публикаций о незаконных рубках в лесах, я думаю, в ближайшее время они исчезнут, наверное, будут единичные, но торговли незаконными вырубками – ее не будет.
Холостов Дмитрий, газета «Вести». Валерий Павлович, позвольте два вопроса. Первый вопрос: хотелось бы спросить, как развивается проект «Серебряное кольцо Ленинградской области», и как развивается реализация туристического потенциала. Второй вопрос: как Вы планируете встретить Новый год?
В. Сердюков: Я больше планирую работу экономики на следующий год, чем свой отдых.
«Серебряное кольцо» оформляется, работаем совместно с Псковской, Новгородской областями, Санкт-Петербургом и другими регионами. Работа эта очень сложная. Но она идет. И Министерство культуры Российской Федерации в лице министра Авдеева поддерживает нас, и думаю, этот проект будет реализован.
Новый Год и все праздники до 11-го января я буду находиться в Ленинградской области, как и в прошлые годы. Перед руководителями муниципальных образований поставлена такая задача: люди, которые обязаны отвечать за жизнеобеспечение населения, в эти сложные и напряженные дни должны находиться на месте, а не на Канарах или на Персидском заливе. Это мое видение и я требую такого же от первых руководителей муниципальных образований. Чтоб оперативно принимали меры по ликвидации той или иной ситуации. А потом отдохнут, в том числе и я.
Волкова Юлия, «Тосненское телевидение». У меня к Вам два вопроса. Уважаемый Валерий Павлович, Ленинградская область достаточно большой регион и большое внимание уделяется дорожному хозяйству. Мои коллеги не дадут соврать, добирались издалека, на дорогах области довольно сложная обстановка. Нет уборочной техники, а, в частности, в Тосно есть завод, производящий такую технику. Планируется ли Ленинградской областью закупка непосредственно этого оборудования на нашей территории. И второй вопрос: каковы Ваши впечатления от поездки в Тосненский район, который вы посетили 21 декабря? Вы осмотрели социальные объекты, в числе которых оказался Никольский детский дом, долгострой, который наконец ввели в эксплуатацию. Я хотела бы узнать, каково Ваше отношение к институту детского дома вообще. К примеру, в Чеченской республике решили отказаться от этого вообще и сделать так, чтобы каждый ребенок жил в семье.
В. Сердюков: Действительно, недостаточно дорожной техники для того чтобы своевременно производить уборку дорожного полотна и другие работы, но в то же время сбоев у нас нет. Километровых пробок, как пишут – 900 километров, я не могу найти. Где у нас дороги такие в некоторых городах? Мы закупаем дорожную технику с поддержкой федерального правительства на 270 миллионов рублей для наших дорожно-строительных управлений. Это специализированная техника, определены заводы, которые ее производят, и с учетом федеральной поддержки этих заводов они вошли в перечень Министерства промышленности для поставки техники в регионы на принципе софинансирования. Тосненский машиностроительный завод, который может производить эту технику, не сертифицирован в Министерстве промышленности. Мы сейчас работаем над этим, чтобы в 2010-м году ввести все узлы и сертификации и включить тосненский завод в поставку дорожной и другой техники не только для Ленинградской области, но и для других регионов. Я думаю, что эту работу мы проведем вместе с заводом.
По Тосненскому району: конечно, приятное впечатление осталось, только немножко простудили вы меня там, погода была не очень. Хотя ни одного часа пока не болел еще.
Приятно то, что в Тосненском районе ежегодно и социальные, и промышленные объекты вводятся в действие. Я сегодня на Правительстве проводил совещание с главами администраций и высказал в адрес Киришского района, что при таком серьезном бюджете района – в целом по 10-ти месяцам один миллиард 500 миллионов рублей доходная часть бюджета – ни одного серьезного объекта не построено и не начато строительство. С учетом этого глава администрации не рекомендован был. Почти 50 процентов бюджета ушло на зарплату. Нельзя просто проедать! Сами на себя работают, что ли? Надо же для населения строить.
Детский дом в Никольском: было принято решение дополнительно из муниципального бюджета профинансировать, чтобы не растягивать стройку. Дом введен, прекрасный дом. Введен фельдшерско-акушерский пункт в Торосово, две квартиры по 75 квадратных метров, первый этаж – медицинские кабинеты, где можно получить помощь, есть возможность дневного стационара.
Строительство жилья, в том числе для переселения из аварийного дома. 24 семьи получили жилье. Надо представить их радость после житья в бараке, куда надо носить воду. Конечно, надо решать быстрее проблемы переселения из аварийного фонда.
Были вопросы и по школе в Никольском. Закрыли эту школу в связи с опасностью эксплуатации. Приступили к строительству новой школы. Она будет введен 1-го сентября 2010-го года бесспорно, хотя она дороговатая. 300 миллионов рублей на 500 учеников. Каждое ученическое место – 600 тысяч рублей. Думаю, для детей и для города Никольска это буде хороший подарок.
Отношение к детским домам – это тяжелая тема. Конечно, хотелось бы, чтобы 100 процентов детей воспитывались в родных семьях. К сожалению, не получается так. Поэтому и в прошлом году, а мы начали эту работу в 2007-м году, приняты специальные решения по зарплате приемной семье – по 15 тысяч рублей за ребенка. Эти условия мы сохраняем. Сегодня идет очень резкое сокращение количества детей в детских домах, и пока не было ни одного проблемного действия в отношении детей, которые приняты в семьи Ленинградской области на воспитание. Очень серьезно работают комиссии, изучая семьи, которые желают взять на воспитание и будем эту работу продолжать.
Наталья Кириллова, агентство «Вольный остров». Валерий Павлович, скажите, пожалуйста, я слышала о новой программе, по которой Ленинградская область входит в программу цифрового телевидения. Расскажите поподробнее об этой программе. И, может быть, Вы скажете, сейчас все школы в Ленинградской области имеют компьютеры с выходом в интернет?
В. Сердюков: У нас все школы без исключения подключены к интернету, оплачиваемому полностью из областного бюджет. Все школы имеют компьютерные классы, возможности работать в сети. Сейчас ставится вопрос о широкополосном Интернете, но мы пока не совсем готовы к этому.
Ленинградская область включена в число регионов, где будет проходить пилотный проект по введению цифрового телевидения. Что это значит? Пока предварительно шесть каналов федеральных определены: «Культура», Спорт», Первый, «Россия», НТВ и другие, которые будет бесплатны для населения. Один канал отдается Ленинградской области круглосуточно – тоже бесплатно. Остальные – платные. В бюджете Ленинградской области на 2010-й и 2011-й годы средства предусмотрены.
Татьяна Артемова, журнал «Посев». Не могли бы Вы прокомментировать ситуацию вокруг Ингерманландского заповедника? Когда мы сможем написать, что он уже создан? Спасибо.
В. Сердюков: Это большая территория вдоль Финского залива. Не так все быстро делается, на всей этой территории есть необходимость осуществления хозяйствующих функций. Если взять и очертить какой-то полосой и определить его как заказник, то многие вопросы потом будут решаться проблемно. И мы очень серьезно с участием Министерства природных ресурсов проводим эту работу. Думаю, что в первом полугодии 2010-го год мы должны ее завершить принятием окончательного решения.