serdyukov-vp.ru Войти  Регистрация   Правила блога  

Блог Валерия Сердюкова

СПИСОК ТЕМ    


Доклад В.П.Сердюкова на совещании, посвященном реализации на территории области ПНП "Развитие АПК" - 01.02.2008

Доклад Губернатора Валерия Сердюкова на совещании под председательством Первого вице-премьера Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева о реализации на территории Ленинградской области приоритетного национального проекта "Развитие АПК", состоявшегося 26 января 2008 года.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Прошло два года после принятия Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным решения о приоритетных национальных проектах, и сегодня по прошествии этих двух лет на примере Ленинградской области позвольте мне сказать, что это решение было своевременным и крайне необходимым, прежде всего, для реализации главной задачи – повышения качества жизни населения России.

Эффективность приоритетных национальных проектов не вызывает никакого сомнения даже у скептиков, и в этом плане национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» – еще одно тому подтверждение.

Вот конкретные факты.

Как вы знаете, прошедший 2007 год был непростым для работников села не только в Ленинградской области, но и по всей России в целом: не лучшие погодные условия, рост цен на энергоресурсы и корма создали серьезные проблемы для большинства хозяйств.

Но, несмотря на это, объем продукции агропромышленного комплекса в нашем регионе вырос по сравнению с 2006 годом почти на 5% и составил 38 миллиардов рублей.
 
Без нацпроекта этого не произошло бы никогда.

Для подтверждения – несколько цифр.

В целом по Ленинградской области поголовье крупного рогатого скота сократилось за год на 1%.

Это, конечно, плохо и подорожание энергоресурсов и кормов не оправдывают ситуацию. Но положение дел могло бы быть еще хуже, если бы не значительный – более чем на 4 % –  прирост поголовья в хозяйствах-участниках нацпроекта.

Именно в результате прироста поголовья и повышения его продуктивности в этих хозяйствах производство мяса крупного рогатого скота увеличилось по сравнению с 2006 годом в 1,6 раза, а производство мяса свиней - в 1,9 раза.

В итоге в целом по Ленинградской области мы имеем прирост по мясу крупного рогатого скота на 12%, а по мясу свиней – на 58%.

Расчеты показывают, что без нацпроекта мы имели бы не прирост, а сокращение.

Это лучший довод в пользу эффективности национального проекта.

И главный вопрос сегодня для нас - это анализ того, насколько полно и оптимально мы используем возможности нацпроекта, какие еще могут быть задействованы  решения и резервы для достижения основных его целей:  обеспечения продовольственной безопасности страны и повышения качества жизни населения.

Наиболее активно сельскохо-зяйственные организации области включились в реализацию первого направления проекта - «Ускоренное развитие животноводства». 

В нем участвовало 55 хозяйств, заключивших 89 кредитных договоров  на сумму 5,5 миллиарда рублей.  В настоящее время получено 4,6 миллиарда рублей и все они освоены.

Две трети договоров было заключено на реконструкцию и строительство  молочных комплексов. Чуть более 10% – на реконструкцию и строительство свиноводческих комплексов.

Всего за период реализации проекта ведено в эксплуатацию и реконструировано 14,9 тысяч скотомест крупного рогатого скота, 7,7 тысячи скотомест свиней, 50 тысяч  птицемест.

Только за прошлый год хозяйствам выплачено субсидий из федерального бюджета на сумму 179 миллионов рублей и из областного бюджета – еще 90 миллионов.

Начиная с 2007 года, в проект включены дополнительные мероприятия по поддержке племенного животноводства.

По итогам года хозяйства области реализовали в другие регионы России 4584 головы племенного молодняка, или 105% к уровню 2006 года.

С одной стороны, можно нас ругать, что при плановом росте 6,6% мы увеличили объем продаж только на 5%. Но, с другой стороны, это недовыполнение связано с использованием племенного молодняка для увеличения поголовья и увеличения производства молока в Ленинградской области.

Здесь, кстати, хотелось бы высказать несколько предложений Минсельхозу.

1. Требуется урегулирование некоторых проблем земельных отношений, особенно в племенных хозяйствах. Действующее законодательство не препятствует владельцам земельных паев разбазаривать землю, разрушаю тем самым существующую кормовую базу.

2. Для увеличения поголовья молодняка в наших хозяйствах государственная поддержка должна быть более эффективной.

Серьезный шаг вперед должна сделать и наша сельхознаука. К сожалению, сегодня она существенно отстает от решаемых нацпроектом задач и неучастие наших ученых в его реализации не пойдет на пользу. Если ученые подключаться более серьезно к решению проблем, тогда не будет и необходимости закупать коров в Австралии, Голландии, Канаде…

Мы в регионе, насколько есть возможность, поддерживаем наши научные учреждения, финансируем из областного бюджета научные и опытно-конструкторские работы по заказу наших сельхозпредприятий.

Это позволило создать новые сорта ячменя и картофеля, разработать рекомендации по внедрению новых технологий и техники, по профилактике заболеваний крупного рогатого скота и птицы.

Но мы видим, что этого явно недостаточно. Науке нужна более масштабная поддержка со стороны федерального бюджета.

Два слова о промышленном рыбоводстве, поддержка которого также включена в приоритетный национальный проект.

Хотя областных участников нацпроекта по этому направлению у нас было всего трое, и сумма поддержки всего лишь 23 миллиона рублей, но производство продукции рыбоводства выросло в области на 80%. Сегодня, мы производим около 2 тысяч тонн рыбной продукции.

Неплохие результаты получены также благодаря стимулированию развития малых форм хозяйствования. В 2006-2007 годах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобным хозяйствами оформлено 816 договоров на сумму 191 миллион.

Основным кредитором выступает «Россельхозбанк», с которым заключено более 80% от общего количества договоров.

В 2007 году мы брали обязательства увеличить объем производства продукции этими хозяйствами на 12,2%, а также создать четыре сельскохозяйственных кредитных кооператива и четыре снабженческо-сбытовых кооператива.

Фактически объем реализации продукции увеличился на 14,7%, создано 15 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 9 кредитных.

Но в ходе реализации этого направления выявились и некоторые проблемы, для решения которых считаем необходимым внести определенные изменения в нормативные и регламентирующие документы.

Мы предлагаем поднять планку, ограничивающую размер кредитов, привлекаемых фермерскими хозяйствами, хотя бы до 5 миллионов рублей вместо сегодняшних трех, а также разрешить использовать кредитные средства на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений.

В 2007 году было предусмотрено ввести 3 тысячи  квадратных метров жилья и обеспечить улучшение жилищных условий для 50 молодых специалистов и их семей.

Фактически в  2007 году только 20 участников проекта улучшили свои жилищные условия.

Приобретена только одна тысяча квадратных метров жилья.

Это при том, что в целом по области введено 850 тысяч квадратных метра жилья – по 0,52 квадратных метров на одного жителя, что на 30% больше, чем в 2006 году.

В прошлом году мы с большим трудом отобрали для участия в программе 50 молодых специалистов, которые соответствовали бы ее требованиям для определения размеров кредитных ресурсов.

И когда эти 50 человек были определены, мы получили средства из федерального бюджета в полном объеме. Средства поступили 27 декабря, и теперь мы сможем выполнить свои обязательства только в 2008 году.

Дмитрий Анатольевич, мы ожидаем, что Ваши поручения региональным министерствам от 22 января этого года, которые упрощают процедуру отбора и расширяют круг участников этой программы, окажут нам большую поддержку в процессе отбора участников.

Уверен, что будет решена и проблема субсидирования, которое до сих пор осуществлялось исходя из стоимости квадратного метра по состоянию на первый квартал 2006 года. Сейчас другие цены. Стоимость жилья значительно выросла, в результате чего «вес» государственной поддержки существенно снизился.

В Ленинградской области средняя заработная плата у селян приблизилась к 12 тысячам – по статистике это почти в 2 раза выше среднероссийского показателя. Но даже при такой зарплате субсидия, рассчитанная исходя из цен двухгодичной давности, не спасает положение дел.

Мы уже принимаем некоторые меры, направленные на повышение доступности жилья для сельской молодежи.

Одна из таких форм поддержки – это выплата единовременного пособия молодым специалистам, приезжающим в село после окончания вуза – так называемые «подъемные». В течение трех лет им платим по  50 тысяч рублей ежегодно. Всего за три года – 150 тысяч «подъемных», которые могут быть направлены на решение жилищных проблем. Второе: предоставляем льготы предприятиям, осуществляющим жилищное строительство на селе.

Уважаемый, Дмитрий Анатольевич, как видите, несмотря на позитивные сдвиги, у нас еще есть проблемы и серьезные резервы для повышения отдачи национального проекта.

Некоторые из этих возможностей мы планируем и уже реализуем в Ленинградской области, хотя они и не совсем вписываются в концепцию нацпроекта.

Например – выращивание шампиньонов, потребность в которых в городе – около 6 тысяч тонн в год и весь объем сегодня завозится из-за рубежа: Голландии, Польши, Финляндии и т.д.

Построили и ввели первую в России промышленную ферму по производству козьего молока на две тысячи коз. Планируем строительство еще двух таких ферм. Сегодня в городе большой спрос на этот вид продукции и вся она завозится из Голландии и других стран.

Но для задействования других возможностей, о которых я уже сказал и о которых будут говорить сегодня мои коллеги, нам необходима поддержка Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и  федерального бюджета.

В работе Совета и его Президиума мы ощутили огромную организующую и контролирующую роль.

Отработан механизм оперативного реагирования на поступающие предложения. В реализацию нацпроектов вовлечены все федеральные структуры, налажен четкий контроль за достижением целей нацпроекта и обеспечен жесткий контроль выполнения намеченного как с федеральных структур, так и руководителей регионов. И это дало результат.
 
И последнее.

Конечно, все мы понимаем, что приоритетные национальные проекты не могут быть вечными, и поэтому считаем и предлагаем, чтобы они со временем  были трансформированы в государственные федеральные и региональные комплексные программы развития сельского хозяйства.

Мы уже приняли Закон о развитии сельского хозяйства Ленинградской области и утвердили региональную целевую программу, которая позволит выполнить нам все обязательства и в последующем увеличить объемы продукции сельского хозяйства, поддержать агропромышленный комплекс в 2008 и в последующие годы. Мы приложим все силы, чтобы вклад нашего региона в агропромышленное производство России рос с каждым годом.

Спасибо за внимание.

Вернуться к списку комментариев Версия для печати
 
Официальный портал Администрации Ленинградской области
Авторизация