Главная События в России и мире Эмоция или позиция?

Эмоция или позиция?

E-mail Печать PDF

Эмоция или позиция?

Фото Reuters

Как никогда бурный сезон думско-президентских выборов 2011–2012 годов породил такое явление, как массовые митинги в Москве, тут же названное пробуждением гражданского общества. Однако спустя три месяца многотысячные мирные акции в стиле Болотной площади канули в Лету, оставив лишь горький осадок – сжавшуюся до размеров фонтана на Пушкинской площади агрессивную группу недовольных своим поражением радикалов во главе с политическими провокаторами. Возникает резонный вопрос – что же такого случилось? И какова теперь судьба того самого «креативного класса», который так долго не верил, что их мирный протест разменяют на буйный фонтан?

Еще в разгар думской кампании, осенью 2011 года, в Интернете была искусственно раздута волна истерии против «Единой России», которую подогрели жаждущие лишних мест в парламенте оппозиционные партии. В итоге непростая, но объективно предсказанная всеми социологами победа единороссов вызвала эмоциональное отторжение у «накрученных» социальными сетями жителей столицы. Свое желание перемен эти люди вышли высказать на площади города. Однако представлять их взялись рвущиеся возглавить любое движение разношерстные политики на пару с некоторыми жаждущими громкого перформанса деятелями медиа и шоубизнеса. Именно они стали рулить парадом. Единственным их цементирующим лозунгом смог стать лишь слоган «За честные выборы». Слоган декларативный, так как объективно все люди – за честные выборы, и приватизировать этот лозунг невозможно. При том больше всех заинтересован в честных выборах всегда именно Лидер, потому что уверен в своих силах и способности одержать победу. Это и продемонстрировали результаты Владимира Путина на выборах 4 марта, причем процесс голосования был самым прозрачным за последние два десятка лет, и это не смог опровергнуть никто. Несмотря на все потуги оппонентов, кандидат в президенты от «Единой России», поддержанный абсолютным большинством общественных сил, победил в первом туре с большим перевесом. И опровергать эту победу не взялись даже самые негативно настроенные по отношению к нему общественные структуры. И ассоциация «Голос» и Лига избирателей признали, что Путин набрал более половины голосов избирателей.

Но, как известно, либерал в меньшинстве – хуже любого диктатора: аргументы он не воспринимает в принципе, и все, кто с ним не согласен, в его логике, могут быть лишь «подстилкой власти». Митинги оппозиции по инерции продолжились, но- завершились тотальным провалом.

Митинг на Пушкинской площади 5 марта собрал в разы меньше людей, чем ожидалось. Недоумевающие организаторы не смогли придумать ничего лучше, как подставить доверившихся им людей, устроив «революцию» в фонтане. Тем самым сознательно провоцируя полицейских, которые вынуждены были действовать жестко, но абсолютно адекватно.

Вторая акция, на Новом Арбате 10 марта, оказалась вдвойне провальной. На нее пришло в пять раз меньше людей, чем ожидалось, – лишь 10 тысяч. Причем большинство из них сплошь неформалы. Все это поставило жирную точку на интересе людей к организаторам подобных мероприятий, которые к тому же начали воевать друг с другом. Взаимные обвинения в продажности, глупости, экстремизме или наоборот – излишней инертности и пассивности, в итоге переросли в прямые оскорбления в адрес друг друга и полное непонимание своих дальнейших действий.

Итак, что ждет тех недовольных горожан, тех самых пробудившихся, чей выход на сцену приветствуют все без исключения. Я вижу три пути.

Первая часть людей, признав честную победу большинства и легитимность власти, вернется к своим повседневным делам, удовлетворив потребность в эмоциональном бунте против «системы», в ожидании нового электорального периода или иной политической пертурбации.

Вторая, более активная часть протестующих, по-прежнему жаждущая политической борьбы, но не желающая превращаться в маргиналов, попытается найти или создать для себя реальную политическую площадку. Не исключено, что таковой, например, станет новая партия Михаила Прохорова. Очевидно, что он не оставит попыток противостоять и «Единой России», и действующей власти в целом, но делать это будет не вульгарно и оголтело, а рационально, по делу. Не просто что-то орать со сцены, а вносить конкретные предложения и добиваться их реализации.

К сожалению, останется еще и третья, самая малочисленная часть «болотных» людей. Это те, кто пойдет по стопам самозваных лидеров, те, кто захочет революции и бойни. Эти люди уйдут в маргиналы и вернутся к устаревшей и неинтересной уже даже СМИ «триумфальной тактике» локального протеста.

Хорошо или плохо это деление? Это и не хорошо, и не плохо, это факт: в стране развиваются живая политика и гражданское общество. Сейчас они еще хрупки и только ищут свою цивилизованную форму. Попытки продолжить уличную войну убьют это позитивное явление на корню, не принеся стране и ее народу никакой пользы.

 

Кто на сайте

Сейчас 14 гостей онлайн