Главная События в России и мире Ошибка начальника цеха

Ошибка начальника цеха

E-mail Печать PDF

Ошибка начальника цеха

Фото РИА Новости

На днях пришла новость. Полпред президента в Уральском федеральном округе Игорь Холманских призвал молодежь отказаться от высшего образования и продолжать рабочие династии. Вроде бы что-то знакомое слышится в высказывании, только очень режет слух. Одно дело, когда о депривации воспитанников ПТУ или о проблеме переизбытка людей с некачественным высшим образованием размышляет вслух ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. И совсем другое дело, когда те же мысли, но несколько вульгарным образом трактуют люди, имеющие широкие властные полномочия.

Справедливости ради заметим, что высказываться глобально о соотношении синих и белых воротничков в экономике государства периодически берутся разные политики в разных странах. И зачастую на волне популизма или в угаре предвыборной страсти кидаются, бывает, лозунгами: «Долой офисных, даешь рабочий класс!» Но в будни обычно об этом говорят крайне редко. Потому что рассуждать о ненужности высшего образования, руководствуясь причинами всего лишь экономического порядка (да еще и сиюминутного момента), нынче как-то не принято. Будущее совсем рядом. В ХХI веке способность человека создавать доход для себя и государства будет зависеть не столько от его умения махать кувалдой, сколько от его способностей и желания все время чему-то учиться.

Теперь что касается рассуждений господина Холманских о том, сколько вузов было в 80-х, сколько вузов сегодня и зачем столько. Опять же справедливости ради заметим, что авторство сей крылатой фразы принадлежит не полпреду. В разное время ее озвучивали разные руководители и с разной аргументацией. Но в качестве аргумента «против» все время хочется напомнить о культурном фоне 80-х. В то время (при всех его минусах) в атмосфере и эфире витал дух науки и искусства. Нынешние же «демократичные» средства массового воздействия на мозги аудитории (СМВ) служат музам иным – потребления, развлечения и легких денег. Молодых при отсутствии возможностей и средств этот бесконечный марафон соревнующихся муз только излишне перевозбуждает. И податься им некуда. Целеполагания здорового нет. Все грустно. Как вы понимаете, изменить политику этих СМВ проблематично. Они – в рынке. Хотя вся страна еще не там. И единственные, кто может противостоять этому неугомонному рынку, – университеты.

Социологи полагают, что сегодня у нас происходит возвращение к доуниверситетскому типу карьеры XIX века, когда профессиональные навыки человек получал исключительно по месту работы. Вуз превращается в институт социализации, а не профессионального образования. И пока такую тенденцию переломить сложно. Пусть такой путь не совсем правильный, другого выхода все равно пока нет. Когда недорабатывает школа, доделывать ее работу берется вуз.

Правильнее, конечно, было бы уйти от этого словосочетания «высшее образование» вообще, чтобы не создавать каши в мозгах населения и полпредов страны. И хотя уже довольно значительная часть вузов занимается социализацией молодого человека, тем не менее вбивать в голову неопытному поколению, что учиться ему из-за этого совсем не обязательно, – и вредно, и опасно.

Ну и обратимся к сакральному – желанию властей поднять престиж профессии рабочего в глазах молодежи. Освоение простейших профессий каменщика или слесаря в большинстве стран занимает не более полугода. А вот у нас почему-то несколько лет. Если бы Игорь Холманских смог предложить обществу модель, при которой эти два трогательных момента – обучение мастерству и серьезное образование – можно было бы объединить, то непременно и тут же снискал бы себе славу реформатора. Представляете себе: утром – работа в цехе под пристальным взглядом мастера, а через несколько часов в университете – прохождение уникального пути самопознания. И глядишь, спустя время простой рабочий начинает вдруг понимать «бездельника-интеллигента». На наших глазах происходит смычка компьютера и кувалды. Ничто так не украшает рабочего, как хорошее образование... 24-й кадр всех наших старых фильмов. И ведь когда-то работало!

Но пока у производственников большая проблема – учиться на слесаря молодые не хотят. Обидно. А все почему? Хотя рынок труда не предоставляет выпускникам возможности работы по специальности, особой безработицы в среде молодых нет. Социологи отмечают, что большинство выпускников вузов находят себя в сервисной экономике, которая пока предоставляет им более или менее приемлемые позиции – от менеджеров торгового зала до сотрудников туристических компаний.

 

Кто на сайте

Сейчас 17 гостей онлайн