Главная События в России и мире Неюридический статус

Неюридический статус

E-mail Печать PDF

Неюридический статус

Для Ксении Собчак и Ильи Яшина проблемы не закончились.
Фото Reuters

Продолжаются допросы и обыски по делу о беспорядках в столице 6 мая. Следственный комитет (СК) намерен провести почерковедческую экспертизу документов, изъятых у блогера Алексея Навального. В беседе с «НГ» политики Борис Немцов и Илья Яшин поделились подробностями визита в СК. Адвокат Генри Резник, защищающий телеведущую Ксению Собчак, допрошенную во вторник, говорит о нарушениях в действиях правоохранительных органов. А источник «НГ» в Следственном комитете – о явном участии ФСБ в деле оппозиционеров.

Вчера утром Алексея Навального снова допросили в Следственном комитете, на этот раз предъявив ему постановление о почерковедческой экспертизе. В документе, по словам блогера, причина ее была обозначена следующим образом: «Мол, произошли беспорядки, и в связи с ними возникла необходимость взять у меня образец почерка». Навальный от процедуры отказался, сославшись на статус свидетеля. И вместе со следователями отправился в свой офис – на новый обыск. Накануне у него были изъяты телефон, sim-карты, несколько документов и жесткий диск.

Допрошены были вчера также оппозиционеры Сергей и Анастасия Удальцовы. Они надеются сохранить статус свидетелей.

Следственные действия, заявил вчера официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, «на этом не заканчиваются, планируется проведение комплекса других следственных действий, в том числе и с участием фигурантов, у которых проводились обыски». Напомним: ранее он отмечал, что следствие не намерено избирать в отношении названных персон меру пресечения, так как все они имеют статус свидетелей.

Алексей Навальный, сославшись на тайну следствия, отказался говорить, о чем его спрашивал на допросе следователь. Однако Илья Яшин рассказал «НГ», что из 56 вопросов, заданных ему в СК, около 20 касались исключительно проблем финансирования оппозиции. И что не было задано ни одного вопроса, касающегося 1,5 млн. евро, обнаруженных в квартире Ксении Собчак. Яшин подтвердил «НГ», что эти деньги «принадлежат Ксении Анатольевне», у которой он время от времени «бывает в гостях».

Между тем, как сообщил «НГ» источник в Госдуме, близкий к руководству Следственного комитета, следователи явились в квартиру Собчак неслучайно: «Просто так подразделение не пошло бы на квартиру уважаемой девушки. Это явно техника работала – понятно было, что, где и как искать... Скорее всего деньги эти предназначались на финансирование оппозиционных акций. То, что они были разложены по конвертам, – это явно для расчета на следующий день, на марше». Имеет место быть, по словам источника, такая версия: «Собчак – политическая фигура, ходит в посольства, ей удобно передавать деньги (для оппозиции. – «НГ»)...»

Конечно, возможен и другой источник средств, обнаруженных при обыске, признается – впрочем, весьма скептически – собеседник «НГ»: «Собчак получает зарплату в конвертах и складывает ее, не доставая. Но тогда вопрос к ее работодателям – как они проводят через кассу такие суммы?» Источник предположил, что это дело «явно ведет ФСБ»: «Это же политические вещи. Следствие лишь выполняет функцию процессуальных действий. И это закрытое дело, так что комментировать его они вряд ли будут».



Силовики забирают имущество оппозиционеров.
Фото РИА Новости

Как и через кого финансируются акции оппозиции, возможно, станет известно во время следствия, говорит источник «НГ», близкий к СК. Он не исключил, что привлечены будут к делу о беспорядках 6 мая и депутаты Госдумы Дмитрий Гудков и Илья Пономарев: «В этом случае к нижней палате обратятся с ходатайством о лишении этих парламентариев иммунитета. Как это было в случае с депутатом Егиазаряном».

Насколько обоснованны действия правоохранителей? Можно ли вот так запросто проводить обыски у свидетелей? По словам президента Московской палаты адвокатов Генри Резника, обыск действительно может проходить у свидетеля, а также «в любом месте, где находятся предметы, которые могут служить доказательством по делу»: «Формально это законные обыски». Но эксперт усматривает явное нарушение в другом обстоятельстве: «Отсутствовала ситуация, в которой они были бы безотлагательны. Проводить их в выходные и праздничные дни – значит нарушать конституционное право граждан на отпуск». В случаях, не терпящих отлагательства, можно проводить обыск даже при отсутствии решения суда, подчеркнул собеседник «НГ», однако на этот раз обыски были плановыми и «преследовали единственную цель, не связанную с интересами правосудия»: «Препятствовать людям реализовать свое право на свободу шествий и собраний».

Сопредседатель ПАРНАСа Борис Немцов, которому повестка была вручена во время вторничного митинга, рассказал «НГ», что следователей «интересовали деньги и компьютерная техника»: «Деньги изымать не стали, поскольку сумма явно не тянет на госдеповскую. Дело это политически мотивированное. Цель – устрашение оппозиции. У власти есть параноидальная идея: если лидеров оппозиции нейтрализовать, то протесты пойдут на спад. В качестве мишени выбраны пять человек: Навальный, Немцов, Удальцов, Яшин и Собчак. В отношении этих людей и проходили обыски и дальше будут проходить».

Почему допрошенные следствием оппозиционеры ссылаются на 51-ю статью Конституции, отказываясь давать показания, которые могут быть использованы против них? По словам Немцова, это происходит от недоверия к следователям, которые могут обернуть против свидетелей по делу любые их показания. Немцов сообщил «НГ», что в пятницу он снова вызван до допрос.

Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что в деле возникает масса вопросов. Версию с финансированием из Госдепа он считает маловероятной, однако ждет разъяснений: «Необходимы два заявления. Первое – от Следственного комитета: что там думают по поводу происхождения денег, их законности. Я не могу поверить, что столь опытный человек, как Собчак, не имеет расходных ордеров по этим деньгам. Второе – нужно ясное объяснение самой Собчак. Если это доход, допустим, от ресторанных проектов, то нужно объяснить, почему эти деньги изъяты из оборота в таком количестве и зачем переведены в иностранную валюту».

Нынешние обыски, утверждает Орлов, – часть новой стратегии Кремля в отношениях с оппозицией, состоящей из нескольких компонентов: «Власть благоприятствует тем, кто участвует в процессе создания партий. Режим относительного благоприятствования проводится по отношению к тем, кто не создает ситуацию насилия. При этом осуществляется достаточно детальный контроль за протестным движением, и прежде всего за его финансированием. Финансирование вообще ахиллесова пята любых неформальных сообществ – от мафии до благотворительных организаций. Я считаю, что финансирование протестного движения осуществляется за счет российских бизнес-групп».

По мнению главы фонда «Эффективная политика» Глеба Павловского, в деле важна формальная юридическая сторона: «Она в целом соблюдена, строго говоря, по факту именно беспорядков 6 мая. Но в данном случае все хорошо видят, что дело распространено на тех, кто никак не мог к этому иметь отношения. И конечно же, обыски здесь совсем ни при чем. Обыски здесь являются провокационными. И скорее всего элементом морального давления и сигналом другим представителям оппозиции».

 

Кто на сайте

Сейчас 15 гостей онлайн