Токио – Москва, Январь 27 (Новый Регион, Дарья Неклюдова) – Глава российского МИДа Сергей Лавров, начинающий свое азиатско-тихоокеанское турне, завтра проведет в Токио переговоры со своим японским коллегой Коитиро Гэмбой. Министры не намерены идти на уступки друг другу по вопросу Южных Курил. Позитивным же результатом переговоров должны стать подписание документа о взаимном смягчении визового режима и продвижение совместных энергетических проектов, включая японское участие в добыче и переработке углеводородов на Дальнем Востоке.
«В России идет избирательная кампания, что подталкивает политиков к жесткости во внешней политике. Поэтому мы хотим быть осмотрительными, а министр Гэмба настроен на накопление позитива в отношениях с Россией, пусть даже и путем небольших конкретных шагов», – заявил «Коммерсанту» накануне визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в Токио источник в японском МИДе.
Глава японского МИДа в последнее время и впрямь тщательно избегает формулировок, вызывающих раздражение Москвы. На пресс-конференции в Токио 25 января ему даже пришлось отвечать на упреки журналистов, что он не говорит о «незаконной оккупации» Южных Курил. «Вопрос об островах мы хотим решить путем переговоров, – возразил министр. – Поэтому надо выбирать соответствующие слова, учитывая позицию партнера». Такого же подхода глава японского МИДа придерживался, и когда в первой половине января произвел осмотр Южных Курил с борта патрульного катера, не покидавшего своих территориальных вод. В ходе последовавших затем бесед с бывшими японскими жителями островов министр тоже избегал слов о «незаконной оккупации», подчеркивая лишь стремление поскорее решить территориальный вопрос.
Впрочем, об изменении подхода Токио к Южным Курилам речи не идет. «Наша позиция последовательна, – разъяснил министр. – Мы считаем, что Россия с точки зрения международного права не имеет оснований занимать эти острова».
Сергей Лавров недавно тоже заявил, что права России на Южные Курилы бесспорны. «Острова вошли в состав нашей страны на абсолютно законных основаниях по итогам Второй мировой войны, – напомнил министр на пресс-конференции 18 января. – Это закреплено в уставе ООН, и наш суверенитет над островами сомнению и обсуждению не подлежит». Впрочем, тогда же Сергей Лавров сказал, что Москва понимает важность «взаимоприемлемого решения проблемы мирного договора, включая и такой его аспект, как пограничное размежевание».
На этом фоне в затяжных дебатах об островах обозначился новый момент: в феврале прошлого года Москва и Токио договорились подумать о совместной хозяйственной деятельности на Южных Курилах. А Сергей Лавров даже называл конкретные сферы: переработка морепродуктов, портовая и прочая инфраструктура, геотермальная энергетика, туризм. Такие идеи импонируют жителям северного японского острова Хоккайдо, однако центральные власти настаивают: совместные проекты не должны выливаться в признание суверенитета РФ на островах, даже если это будет выражено в необходимости получить какую-нибудь бумажку с российской печатью.
«Небольшие шаги к накоплению позитива» будут воплощены в документе об обоюдном смягчении правил выдачи виз бизнесменам, который планируется подписать в ходе визита Сергея Лаврова. В частности, многоразовые визы будут давать на три года. Это призвано активизировать деловые связи между двумя странами, которые и так развиваются неплохо. В 2011 году объем торговли вышел на рекордный уровень, превысив $30 млрд. Растут и японские инвестиции – особенно интересуются японцы энергетическим сектором на Дальнем Востоке РФ.
Япония в прошлом году купила у России более 7,1 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) – на 1,2 млн тонн больше, чем в 2010 году. Доля российского СПГ в импорте Японии выросла с 7,5% до 9% и имеет перспективы дальнейшего увеличения: после аварии на АЭС «Фукусима-1» японцы стали переориентироваться на газ. В ближайшее время ожидается достижение договоренности между «Газпромом» и консорциумом японских корпораций о строительстве под Владивостоком двух заводов по производству СПГ. Токио, как сообщают источники «Ъ» в МИД Японии, очень интересуется и возможным участием в новых нефтегазовых проектах на Сахалине.