Главная Политические новости «Газпром» вылетает в транзитные трубыУ концерна нет столько ресурсов, чтобы наполнить газопроводы

«Газпром» вылетает в транзитные трубыУ концерна нет столько ресурсов, чтобы наполнить газопроводы

E-mail Печать PDF

Москва, Январь 27 (Новый Регион, Андрей Романов) – В ближайшие годы российский газовый монополист «Газпром» столкнется со значительными проблемами по наполнению своих транзитных трубопроводов в направлении Европы. По оценкам аналитиков, эта ситуация возникнет, если даже компания не будет строить «Южный поток», а лишь получит долю в украинской ГТС.

Накануне, как сообщал «НР», «Газпром» в 2012 году планирует увеличить объем транзита газа через Белоруссию в Европу на 4 млрд кубометров. Комментируя эти планы, директор департамента Due Diligence «2К Аудит – Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Александр Шток выразил мнение, что согласившись увеличить транзит через Белоруссию, «Газпром» может столкнуться с проблемой заполнения трубопроводных маршрутов. При этом он обращает внимание, что пока российская компания не сообщает за счет чего планируется увеличить загрузку белорусской ГТС.

«В принципе вариантов не так много. Это либо «Северный поток», либо украинская ГТС. «Северный поток» считается приоритетным маршрутом. Трубопровод только запустили в эксплуатацию, сейчас необходимо возвращать инвестиции. Таким образом, «оттягивать» газ из этой трубы «Газпром» не будет», – считает Шток.

По его оценке, второй вариант кажется более приемлемым. «Во-первых, в газовых соглашения с Украиной не прописаны обязательства «Газпрома» по обеспечению объемов транзита. Во-вторых, «Газпрому» будет выгодно направить газ по своей трубе, чем платить за транзит Украине. По крайней мере, это позволит компании сократить издержки, которые обязательно появятся в результате перераспределения газовых потоков. В-третьих, сокращение транзита – это еще один вариант надавить на Украину в вопросе доступа к местной ГТС», – полагает Шток.

Впрочем, добавляет эксперт, при всех своих плюсах, есть и существенные минусы использования такого варианта. «Прежде всего, это издержки, которые могут оказаться весьма существенными. Кроме того, сейчас «Газпром» активно пытается получить доступ к украинской ГТС. Не исключено, что одним из условий доступа станет тот же рост объема транзита через Украину. Где «Газпром» будет брать дополнительные объемы газа для выполнения этого условия не ясно, особенно учитывая планируемый рост транзита по «Северному потоку», а также строительство «Южного потока» , – обращает внимание он.

В то же время, по его мнению, возникает проблема сбыта. «Газпром» уже пошел на уступки европейским потребителям, согласившись привязать цены на газ, в том числе и к стоимости спотовых контрактов. Это должно повысить спрос на российский газ в Европе, по крайней мере, в краткосрочный период. Но если соглашения с Белоруссией, а в дальнейшем, возможно, и с Украиной, будут основаны на долгосрочном сотрудничестве, «Газпрому» будет достаточно сложно обеспечить все трубопроводы газом, еще сложнее продать этот газ. Здесь российской компании поможет лишь дальнейшее снижение цен для европейских потребителей. И это, возможно, станет долгосрочной тенденцией. Также не стоит забывать и о необходимости обеспечить рост объемов добычи», – отмечает Шток.

«Таким образом, складывающаяся ситуация может привести к тому, что «Газпром» станет заложником транспортной системы. Новые газопроводы, контроль над действующими транзитными маршрутами, заставят «Газпром» активно наращивать добычу и одновременно снижать цены для сбыта газа», – заключает эксперт.

 

Кто на сайте

Сейчас 21 гостей онлайн