Главная Политическая жизнь Новая повестка дня и неизменный status quo

Новая повестка дня и неизменный status quo

E-mail Печать PDF

События, всколыхнувшие в декабре страну, позволили говорить о новой политической повестке дня. Главный адресат массовых протестов – российская власть сама вроде бы начала формирование этой повестки. В связи с этим нам представляется важным попытаться определить главный смысл данной повестки. Указанный смысл сводится к одному: восстановлению механизма разделения властей. Попробуем напомнить важнейшие пункты этой повестки дня. Начнем с тех, что включены самой властью.
1. Восстановление прямых выборов глав субъектов Российской Федерации. Правда, некоторые детали этой процедуры, которая будет отражена в законе, пока не ясны.
2. Облегчение процедуры регистрации политических партий и сбора подписей. Это, в сущности, должно означать отстраивание реальной многопартийности вместо декоративной.

Собственно, этими двумя пунктами и исчерпывается политическая повестка у Владимира Путина – согласно его последней статье, посвященной теме демократии. Помимо них статья не заключает в себе никаких иных обязательств, никаких иных пунктов. А мы их продолжим.

3. Реформа избирательного законодательства, включающая возврат права на создание блоков, восстановление института избирательного залога, отмену нормы, запрещающей критиковать оппонентов в эфире.

4. Изменение порядка формирования Совфеда. Верхней палате необходимо вернуть политический вес. Она должна избираться. Никакими иными средствами политической независимости сенаторов не обеспечить.

Еще два важных пункта связаны с восстановлением контроля за исполнительной властью, в том числе судебного контроля.

5. Восстановление конституционного порядка формирования Счетной палаты. С 2006-го президент пользуется правом представления кандидатур на должности аудиторов, председателя и зампредседателя СП.

6. Восстановление конституционного порядка назначения председателей всех судов. Напомним, с 2001 года президент назначает на должность сроком на шесть лет всех председателей и зампредов верховных судов республик, краевых и областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга. Президент же представляет кандидатуры на должности председателей трех судов – Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного.

Ранее председателей избирали сами судьи. Второй президент чутко уловил тут свой шанс. Назначая председателей всех судов, он получает возможность формального и неформального контроля над ними. Какова будет мотивация судьи в споре, где одна из сторон выражает позицию исполнительной власти? Кто-то еще сомневается? Последнее по времени новшество в этой сфере – право президента определять кандидатуру на должность председателя КС. Вряд ли это пошло последнему на пользу. Какие у нас есть средства для исправления ситуации? Складывается грустная истина. На ближайшие годы status quo, сформировавшийся в последние десять лет, остается незыблемым. Прежде всего – это устойчивое (с запасом!) большинство мест у корпорации власти в Государственной Думе, полученное 4 декабря 2011 года. Оно после протестов никуда не делось. Это послушные той же корпорации фракции большинства во всех региональных парламентах. Это карманный Совет Федерации. Это послушные суды. Это услужливые телекомпании.

Как же прикажете решать самые насущные задачи из названной повестки дня? Крышка над кипящей кастрюлей стала подрагивать. Сей факт был замечен. Но власть быстро оправилась. Внесла поправки в тактику. И снова собирается контролировать (или игнорировать) процесс кипения. Формально, по закону ее некому принудить реагировать иначе. В итоге избирательный цикл 2011–2012 годов может оставить все как есть. В то же время состояние общества серьезно изменилось. Отметим, что протест пришел не изнутри искусственно созданной партийной системы, но извне – от рядовых избирателей. Фальшь политической декорации, отстроенной за десятилетие, сознавалась и раньше, вызывая в основном иронию. С какого-то момента она стала вызывать у определенной части общества возмущение.

Правящая группа может снова, опираясь на не внушающие доверия выборы, изобразить поддержку большинства. И после 4 марта попытаться играть по старым правилам - ссылаться на презентованные ЦИКом проценты и верноподданнические митинги. Но это будет очень серьезной ошибкой. Где выход? Вряд ли таковым можно считать игры с приглашением непарламентской оппозиции к думским слушаниям. Нынешний состав Думы не отражает настроений страны. И несоответствие будет нарастать. Придется проводить досрочные парламентские выборы. И правящей группе предстоит искать для них основания. Худший вариант состоит в том, что они возникнут сами – и уже совсем не конституционные.

 

Кто на сайте

Сейчас 14 гостей онлайн