Уволен «по собственному желанию» - с такой формулировкой главный разработчик и конструктор суверенной демократии покинул недавно пост вице-премьера. Что будет с Владиславом Сурковым дальше - пока неизвестно. Делиться своими планами с широкой публикой он не намерен. Правда, предложения уже поступают, в том числе экзотические: его «брат» Рамзан Кадыров заявил, например, что готов уступить ему свое кресло.
Но уход Суркова - это не только строчка в его личной биографии. В первую очередь - это отчетливый знак изменения стилистики и вектора действий верхнего эшелона власти, прежде всего внутри страны. Уход столь важной фигуры означает по российской традиции и активизацию «эффекта домино»: толкнули главную фишку - и посыпались все остальные, наиболее близкие к ней. Ведь бывший вице-премьер за годы своей работы в администрации президента сформировал достаточно широкий круг «своих людей», ставших проводниками его политической комбинаторики.
Причем исход сурковских людей начался еще до того, как их патрон покинул пост вице-премьера, - стартовой точкой этого процесса стал его уход из администрации президента. Некоторые уже отошли от рычагов власти, другие - в процессе.
Для подготовки этого материала «Новая» связалась с рядом ведущих политологов. Все они лично знакомы с большей частью персонажей, упомянутых в тексте, но - за исключением главы Фонда эффективной политики Глеба Павловского - предпочли анонимность. Однако биография этих политологов и степень близости к «верху» позволяет нам со всей серьезностью отнестись к их оценкам и мнениям.
Ближайшее окружение
Отставка Суркова стала центральным эпизодом целой череды увольнений. Главные фигуры заслуживают отдельного рассмотрения.
Константин Костин (ныне - глава Фонда развития гражданского общества) - один из самых давних соратников Суркова: они знакомы еще с рекламного агентства «Метапресс» (связанного с объединением «Менатеп» Михаила Ходорковского), где оба оказались в начале девяностых. Поработав в нескольких рекламных агентствах, Костин по рекомендации Суркова занял в 2005 году пост зампредседателя ЦИК «Единой России», откуда в 2008-м перешел в администрацию президента, где в 2011 году сменил Олега Говоруна на должности начальника управления президента РФ по внутренней политики.
Уход Костина из администрации президента пророчили с декабря 2011 года, когда Вячеслав Володин сменил на посту первого заместителя руководителя АП Суркова. Костин задержался до мая прошлого года - покинув администрацию, возглавил Фонд развития гражданского общества. Причины своего ухода он не комментировал. Решение возглавить Фонд Костин мотивировал желанием полномасштабно изучать социологию протестных настроений.
Многие считают, что Костин не прижился в команде Володина, к тому же он занимал слишком высокий пост, на который претендовали люди Володина (сейчас его занимает Олег Морозов). Поэтому стороны пошли на компромисс: Костин получил Фонд, команда Володина - кресло.
- Фонд создавался специально для Костина, - рассказал «Новой» информированный источник. - У него была договоренность с АП: он уходит с поста и получает от администрации заказы на исследования.
Однако Костин немногое выиграл. В качестве аналитического центра Фонд развития гражданского общества отстает от других конкурирующих с ним агентств, уже давно освоивших этот рынок. К тому же его фонд не оказался в числе организаций-распорядителей государственных грантов.
Другой эксперт пророчит фонду «вялотекущее существование» при «давно ослабевших» позициях Костина.
Олег Говорун - бывший министр регионального развития и один из ближайших соратников Суркова - также, по мнению экспертов, пострадал за эту опасную близость: в октябре 2012 года он оставил пост министра регионального развития после выговора, объявленного ему Медведевым по поручению Путина.
Говорун, как и большинство соратников Суркова, прошел через АП, где занимал должность начальника управления по внешней политике с 2006 по 2011 год. В 2011 году был назначен на должность полпреда президента в Центральном округе: многие расценили это как стартовую площадку для подъема к должности министра регионального развития. При лоббировании со стороны Суркова Говорун занял эту должность год спустя, однако удержался на ней ненадолго.
Некоторые объясняют отставку Говоруна давлением правительства: копать под «команду Суркова» начали еще до того, как ударили по главному игроку. Другие указывают и на эмоциональный фактор: «У него не выдержал характер. Говорун привык руководить большими проектами, а тут его стали щелкать по носу».
Выход из «Единой России» Алексея Чеснакова в конце мая этого года - еще одна крупная перестановка, почти совпавшая по времени с окончательной отставкой Суркова. Впрочем, сам Чеснаков поспешил оговориться: никакого отношения к Суркову его решение не имеет, просто совпадение. Причина - несогласие с деятельностью партии. Пост замсекретаря ее генерального совета он покинул еще в январе - по тем же причинам.
- История с Чеснаковым никак с Сурковым не связана, - считает также один из экспертов. - Это следствие конфликта Чеснакова с руководством администрации президента и с партией «Единая Россия».
- Нет такой вещи, как партия «Единая Россия», это собирательное понятие, - считает Глеб Павловский. - Есть политическая реальность - фракция в Госдуме, она управляется из администрации президента. Другая реальность - руководящая голова «ЕР», которая также к партии имеет мало отношения и формально подчиняется Медведеву. У Чеснакова проблема с руководством «ЕР». То, что этот конфликт не имеет позитивной перспективы, стало очевидно после ухода Суркова. Чеснаков первым сделал этот шаг, понимая, что попадает под удар.
Широкий круг
Эксперты отмечают: в зоне риска все, кто обязан Суркову своей карьерой. Для многих политиков это как минимум повод понервничать, а как максимум - повод присмотреться к вариантам новой работы на всякий случай.
Среди тех, кто может пострадать, называют Валерия Фадеева - главного редактора журнала «Эксперт». О близости Фадеева с Сурковым говорят многие: по некоторым данным, последний даже приглашал журналиста поработать в администрации президента, но Фадеев отказался. Кроме того, Фадеев возглавляет Институт общественного проектирования, занимающийся политическими, экономическими и социальными исследованиями. Согласно некоторым источникам, этот институт регулярно получал заказы из Кремля, которые, в частности, касались предложений по идеологической направленности правящей партии.
- Холдинг «Эксперт» испытывает серьезные финансовые трудности, - рассказал один из экспертов. - А политический вес Фадеева без непосредственной поддержки Суркова значительно уменьшился.
Эксперты отмечают ряд персонажей, чьи политические позиции серьезно ослабли после ухода Суркова. Называют депутата Роберта Шлегеля, пришедшего в Госдуму из движения «Наши»- депутата Константина Рыкова, создателя интернет-ресурсов «Взляд.ру» и «Дни.ру», которые, по некоторым данным, курировал в АП Алексей Чеснаков- заместителя генерального директора Первого канала Андрея Писарева- главу Фонда национальной энергетической безопасности (филиала Центра политической конъюнктуры Чеснакова) Константина Симонова- директора ВЦИОМ Валерия Федорова. Всех этих людей объединяет одно: к формированию их политической карьеры так или иначе приложил руку Сурков. Склонность бывшего вице-премьера к поддержке «своих» теперь может выйти им боком.
Борьба команд
Процессы, которые происходят сейчас наверху - частично за кулисами, частично на большой сцене, - можно объяснять по-разному. Некоторые вообще не склонны связывать между собой все эти отставки и перераспределения ролей. Но слишком много совпадений в политике не бывает - связь обязательно найдется. То, что происходит, больше всего похоже на борьбу двух команд: сурковской и володинской. Борьбу неравную: одна команда свое уже отыграла, а на вторую сделало ставку высшее руководство.
- Для людей, связанных с Сурковым, это проблема, - считает Глеб Павловский. - Работает логика чистки: у каждого вождя после его аппаратной смерти должны быть убиты его оруженосцы. Часть оруженосцев при этом политически убивают еще до вождя.