«Феерической» назвал один из организаторов Конгресса неграждан Латвии Юрий Алексеев победу, одержанную в минувшую субботу «русским мэром» Риги Нилом Ушаковым и возглавляемой им партией «Центр согласия» на прошедших в стране местных выборах.
«Что правда, то правда: за него (Ушакова) голосовали и русские (огромное большинство), и латыши (значительная часть)», - привел он в подтверждение слова одного лидеров еще одной «русской» партии «За родной язык!» (с треском, кстати, провалившейся на выборах) Владимира Линдермана. «Только надо помнить, - отметил Алексеев, слова которого приводит ИА REGNUM, - что победа достигнута ценой отказа от принципов. Ушаков признал «оккупацию», выступил против референдума по гражданству и высказался за единственный государственный язык - латышский, без оговорок о каком-либо статусе для русского языка. Да, без этих уступок он бы не стал мэром».
Официальные итоги выборов еще подсчитываются и пока не объявляются, что уже дало повод заподозрить латвийский Центризбирком в стремлении «подретушировать» явный успех Центра согласия. Однако уже сейчас очевидно, что ЦС собрал более половины голосов в Риге. А всего в Латвии ЦС получил 150 депутатских мандатов, что дает ему право на представительство в самоуправлениях 8 городов и 38 краев. Так, Центр согласия получил большинство голосов в Резекне (48,34%) и Даугавпилсе (23,02%) и оказался на втором месте (17,18% голосов) даже в Юрмале.
Но главная борьба разворачивалась, разумеется, в Риге. По результатам подсчета 87% бюллетеней Центр согласия лидировал с 58% голосов. Затем, правда, его показатели пошли на убыль: было объявлено, что коалиция «Центр согласия»/«Честь служить Риге» на муниципальных выборах набирает 52% голосов (на выборах в рижскую Думу Центр согласия шел единым списком с близкой ему партией Андриса Амирикса «Честь служить Риге!»). Тем не менее сам Ушаков написал на своей страничке в соцсети: «По данным подсчета голосов на большинстве участков, у нас больше 56% голосов! Мы победили! Спасибо вам всем!» По предварительным данным, коалиция «Центра согласия»/«Честь служить Риге!» получила в Рижской думе 39 депутатских мест из 60.
И лишь 12 мандатов достались латышским националистам из объединения «Все для Латвии! - Отчизне и свободе» / Латвийская национально-консервативная партия (ДННЛ). Ну а что касается находящегося сейчас у власти в Латвии объединения «Единство», лидером которого является действующий премьер-министр страны, то оно получило в Рижской думе всего 9 мест.
Комментируя итоги выборов, Нил Ушаков отметил: «Если мы говорим о том, что Рижская дума сделала за последние четыре года, - это социальная стабильность: ведь нам удалось сохранить все пособия и ввести новые формы поддержки. Я думаю, что выбор, с одной стороны, очень простой, потому что здесь понятно: или 51% у существующей власти и продолжение нынешнего курса, либо 51% у правых во главе с «Единством» и, соответственно, мягко выражаясь, другой курс».
Ушаков при этом особо подчеркнул, что эти выборы впервые с получения Латвией в 1991 году независимости обошлись без этнического голосования. «Какая-то часть латышей, безусловно, будут голосовать за Ушакова именно из-за того, что мы видим, что в кризисное время, пока Ушаков был градоначальником Риги, и именно из-за этого кризиса люди почувствовали, что нынешняя Рижская дума работает более-менее адекватно, и они голосуют за стабильность. Ушаков сделал очень много положительных жестов по отношению к латышской идентичности, к латышским праздникам. Не забудем о том, что он учредил празднование Лиго, который является одним из главных латышских праздников, что не сделал ни один из предыдущих мэров Риги, среди которых были ярые националисты», - пояснил ИТАР-ТАСС политолог Иварс Иябс.
Впрочем, некоторые наблюдатели, признавая бесспорность победы Ушакова и его команды, тем не менее отмечают, что Ушаков стал в Латвии символом «всепобеждающей ассимиляции». Такую оценку результатам прошедших выборов дает, в частности, обозреватель NewsBalt Александра Турчанинова, дополнительно напоминая при этом, что именно «русский мэр» Риги Нил Ушаков с одной стороны, предложил ввести бесплатный проезд пенсионерам в городском транспорте, а с другой - закрыл около 20 русских школ и сделал все, чтобы улица Джохара Дудаева осталась на карте города.
Тем не менее вышеупомянутый Юрий Алексеев считает: «Нынешние выборы в Рижскую думу - огромный и судьбоносный шаг на пути к нормализации латвийской демократии. Вот в эту сторону и надо идти. К неэтническому голосованию, к социал-демократической ориентации и к прямым выборам мэра (и президента). И что еще от души порадовало: Ушаков-Америкс звучно щелкнули по носу всей латвийской политической элите. Расслабились, ребятки? Получайте! Это вам наказание за безумную серость и убогость ваших лидеров, за их напыщенность и самодовольство, за то, что они считают избирателя намного глупее себя... За уверенность, что избиратель все равно за них проголосует, потому что больше не за кого. Сейчас уже есть за кого. Интересно, они (правящие латвийские политики) хоть поняли, что на этих рижских выборах русские и латыши объединились против них? Похоже, нет».
Комментируя ситуацию с провалом партии «За родной язык», Алексеев заявил: «Видит Бог, я лично отговаривал его (Линдермана) от похода на выборы довольно долго и усердно. Блестящий успех на референдуме за язык и такой же сокрушительный провал на выборах - это чистая закономерность. Иначе и быть не могло. Протестная «валюта» референдума не конвертируется в голоса на муниципальных выборах. В принципе не конвертируется. Под протестными знаменами можно ходить по улицам-площадям, можно собирать митинги-референдумы на сотни тысяч, можно даже красиво сидеть в тюрьме... Лучше уж там... А вот ладиться под протестными знаменами в мягкие депутатские кресла - неубедительно. Пока Линдерман был «рыцарем нашего достоинства» без страха и упрека - он побеждал. А когда стал «кандидатом в депутаты», да еще не сам, а опосредованно... Эх, Володя, и ты туда же... А мы-то надеялись, что ты - за идею... Да ты же круче всех ушаковских депутатов вместе взятых. Ты же сам Ушакова построил и заставил себя поддержать (Нил Ушаков поддержал проведение референдума за придание русскому языку статуса второго государственного, который организовывала партия «За родной язык!»). Зачем тебе туда, к ним, в болото? Жаль...
Но! - продолжает Алексеев. - Мое мнение: после линдермановского референдума латыши впервые за 20 лет почувствовали (они же не идиоты!), что в их стране есть еще и русские. Что этих русских, конечно, можно победить большинством голосов, но лучше с ними все-таки сотрудничать и уважать. И это - еще одна причина успеха Ушакова на выборах в Рижскую думу. И еще (спасибо Линдерману и его референдуму!): латыши почувствовали, что есть такое замечательное действо, как протестное голосование. Я уверен, что большая часть латышей, голосуя за Ушакова, выражали тот же самый протест против сытой и тупой государственной власти, что и русские, когда голосовали за свой язык. Типа: вот вам, суки, получите! Веселая такая идея».
Тем временем в Латвии фактически одновременно с местными выборами стартовали самоорганизованные негражданами страны выборы в «Парламент непредставленных». Пока на этих выборах, которые продлятся до 11 июня, проголосовали 3600 человек, сообщила представитель Конгресса неграждан Елизавета Кривцова.
Вроде совсем немного. Но эти выборы (а вместе с ними - и скрываемую латвийскими властями проблему массового негражданства) успели заметить европейские наблюдатели, приехавшие мониторить выборы в местные самоуправления страны. Как заявил на пресс-конференции один из наблюдателей Эндрю Уолкер, иностранцы были поражены двумя вещами - как государство может взыскивать налоги с 300 000 человек (именно такое число неграждан в стране), не давая им возможности избирать, и почему самим латышам такая ситуация кажется нормальной. Об этом сообщает apollo.lv.
По мнению наблюдателей, такая ситуация противоречит демократии и духу ЕС. Абсурд ситуации заключается еще и в том, что граждане ЕС, прожившие в Латвии хотя бы полгода, имеют право избирать и быть избранными, тогда как люди, прожившие здесь много лет, лишены этой возможности. По мнению Уолкера, среди неграждан находятся те, кто, «стиснув зубы», все же проходит натурализацию, однако 300 000 человек, которые отказываются это делать, - подтверждение тому, что выбрано неправильное решение.