Первое. Тарифы на ЖКУ.
Я благодарен всем, кто поднял эту проблему и рассказал о ситуации в их населенных пунктах, а также некоторым из вас, кто, откликнувшись на мою просьбу, прислал мне копии квитанций на оплату ЖКУ. С интересом сопоставил цифры в отчетах с реальными платежными документами.
Вы спрашиваете про проведенные проверки. Их результаты известны: выявился целый ряд нарушений, в том числе, серьезных. И эта информация передана в прокуратуру. Поэтому позвольте мне пока не оглашать ее. Геннадий, поверьте, жесткий разговор уже начался.
Как вы знаете, был издан «ограничительный» приказ комитета по тарифам, я обратился к главам администраций муниципальных образований с настоятельной рекомендацией понизить тарифы и ответственно отнестись к предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг. И, должен сказать, в марте месяце уже обозначилось снижение сумм в квитанциях. Но, во-первых, не во всех случаях достаточное, а во-вторых – разного объема.
Я проанализировал все эти данные и пришел к следующему выводу. Проблема не в «плохих» советах депутатов и руководителях муниципалитетов, не в неправильных решениях областного правительства и не в алчных управляющих компаниях. Хотя и те, и другие, и третьи, возможно, имеют место. Проблема в системе, которая не работает слажено.
И это не исправишь путем административного давления, как мы действуем сейчас – давайте называть все своими именами. Это путь экстренного вмешательства, но не стабилизации ситуации.
Задумавшись над этим, я задал себе простой вопрос: почему жители населенных пунктов Ленинградской области должны платить разную плату за одинаковые услуги? Ведь мы все покупаем в магазине хлеб по одной и той де стоимости, вне зависимости то того, происходит это в Луге, Кингисеппе, или Ивангороде. Горячая вода и отопление – не менее важные для жизни продукты. Каждый житель области имеет право иметь в кране горячую воду не менее 45 градусов, горячие батареи и электричество в розетке 220 вольт. И оплачивать эти услуги по установленной стоимости, которая сформирована не по мнению местных советов депутатов и управляющих компаний, не в соответствии с необходимостью строительства новых распределительных сетей. И уж тем более – не в зависимости от решений монополистов.
Ни Эмилии Васильевны из Тихвина, ни Олега из Кингисеппа, ни Влада из Колчановской области, ни Геннадия из Ям-Тесово, ни badrussian из Агалатово, Виктора из Кировска, Натальи Сергеевны из Приморска, никого из вас не должна касаться себестоимость услуг. Это должно быть наше дело, властей. Причем, как местной, так и областной.
Речь идет о возможном введении единого норматива оплаты услуг ЖКХ на всей территории области. При этом, конечно, необходим механизм, позволяющий выравнивать уровни бюджетной обеспеченности исходя из реальных трат и цен монополистов.
Об этом я буду говорить 27 апреля на совещании с главами администраций. И на этом мы будем настаивать, обращаясь в федеральные органы власти с предложением о внесении изменений в законодательство. Реальное регулирование возможно лишь при управлении из единого центра. Это обеспечит процессу и прозрачность, которой, как вы и пишете, сегодня нет.
Завершая сегодня эту тему: там, где мы обнаружим отсутствие экономического обоснования установленных тарифов, их снижение будет продолжаться, перерасчет уже произведенных оплат будет произведен. Я бы тоже хотел, чтобы это произошло в ту же минуту, на следующий день после данного распоряжения. Но этот процесс требует времени и многоступенчатой процедуры: выявление нарушений, анализ, определение причин, принятие соответствующих решений советами депутатов, проведение индивидуальных расчетов с учетом требуемых компенсаций. Где-то этот процесс уже на предпоследнем этапе, где-то на последнем.
Понимаю, что для вас это звучит тяжело, но все же прошу проявить немного терпения. Благодаря вам уже сделано многое. И дело будет доведено до конца. Несмотря на то, что Ленинградская область одна из первых заявила о проблеме, сейчас она выросла в масштабы всей страны. И я отдаю себе отчет в остроте этого вопроса.
Второе. Услуги ЖКХ.
Я сказал в своем докладе перед законодательным собранием 24 марта, что не во всех муниципальных образованиях жителям предоставляются качественные услуги. Это при том, что в отрасли не снижается количество работающих, сейчас в ней занято 30 тысяч человек. Не на том экономия! Нельзя сокращать количество дворников и водителей уборочной техники. Но вот эффективность работы «аппаратов» жилищных контор следует пересмотреть. Уже на сэкономленные зарплаты можно производить ремонтные работы.
Это, кстати, вопрос и к вам – членам ТСЖ. Не забывайте, что вы вправе требовать отчетности за ваши деньги, отказываться от услуг неэффективных организаций, нанимать грамотных специалистов. Контроль должен быть со всех сторон – и власти и потребительский.